Лев Николаевич Толстой. Исповедь

Душевное состояние это выражалось для меня так: жизнь моя есть какая-то кем-то сыгранная надо мной глупая и злая шутка. Несмотря на то, что я не признавал никакого «кого-то», который бы меня сотворил, эта форма представления, что кто-то надо мной подшутил зло и глупо, произведя меня на свет, была самая естественная мне форма представления.

0.00

Другие цитаты по теме

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Обманывать себя нечего. Всё — суета. Счастлив, кто не родился, смерть лучше жизни.

Давно уже рассказана восточная басня про путника, застигнутого в степи разъяренным зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъярённого зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их. Так и я держусь за ветки жизни, зная, что неминуемо ждет дракон смерти, готовый растерзать меня, и не могу понять, зачем я попал на это мучение. И я пытаюсь сосать тот мед, который прежде утешал меня; но этот мед уже не радует меня, а белая и черная мышь — день и ночь — подтачивают ветку, за которую я держусь. Я ясно вижу дракона, и мед уже не сладок мне. Я вижу одно — неизбежного дракона и мышей, — и не могу отвратить от них взор. И это не басня, а это истинная, неоспоримая и всякому понятная правда.

Думать, что нам в наше время надо верить тому же самому, чему верили наши деды и прадеды, — это все равно, что думать, что, когда ты вырос, тебе будет впору твоя детская одежда.

Я долго жил в этом сумасшествии, особенно свойственном, не на словах, но на деле, нам – самым либеральным и ученым людям. Но благодаря ли моей какой-то странной физической любви к настоящему рабочему народу, заставившей меня понять его и увидеть, что он не так глуп, как мы думаем, или благодаря искренности моего убеждения в том, что я ничего не могу знать, как то, что самое лучшее, что я могу сделать, – это повеситься, – я чуял, что если я хочу жить и понимать смысл жизни, то искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потеряли смысл жизни и хотят убить себя, а у тех миллиардов отживших и живых людей, которые делают жизнь и на себе несут свою и нашу жизнь.

Моя душа разрывалась на части, ведомая местью и поиском утешения. Я впадала в безрассудство. Поддавалась на происки своей одуревшей фантазии, которая меня превращала в ревнивую безумицу. Будучи на взводе, в заведенном состоянии, пропитавшись насквозь ненавистью к Измайлову, проклиная его за ложь и жестокие игры со мной. Мне стоило успокоиться, а я не могла, накручивала себя, накручивала... Когда же этот тумблерок накрутки сломается, даст сбой, откажет? Может тогда мне удастся уберечь себя, Никиту, всех, от глупостей, которые я могу натворить в таком состоянии? А я могла. Я умела и практиковала это.

Я, будто на ощупь, с завязанными глазами, медленно подходила к пропасти. Чудом двигаясь вдоль края и не срываясь вниз.

И в итоге, я таки оступилась, сорвавшись в эту пропасть.

Хорошо это или плохо, но веселье — главный щит шута. И без него... все улыбки, все ухмылки, все гримасы, все насмешки исчезают. И остается только человек.

…У всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное – вера, дающая возможность жить.

Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом — то уничтожится сама возможность жизни.

Надо научить человека жить, то есть меньше брать от других, а больше давать.