Вера Михайловна Еремина

Сейчас для нас очевидно, что человеческая воля во Христе принадлежит Его человеческому естеству, а не Личности (Ипостаси), т. к. если бы человеческая воля принадлежала Его личности, то и было бы противоречие или борение воль (чего, конечно, быть не может). А вот естеству, т. е. естественная воля, естественное хотение – это безусловно существует, но это раскрывает только Максим Исповедник.

А тогда из антропологии Максима Исповедника – у человека две воли: одна – естественная и, потому, испорченная из-за испорченности естества, а другая воля выбора (термин Максима Исповедника) – она то и есть истинно свободная.

Естественную волю можно подавить – наркотиками, лекарствами и т. д., это еще и... «хочется». Апостол Павел: … «от вне нападение, изнутри – страх…» – какой страх? – конечно, естественный. А воля выбора – всегда свободна, при любых допросах, при любом гипнозе, при всем! Поэтому, если на какого-то человека подействовали, то только потому, что дал на себя подействовать.

Что такое мудрость? Сюда ведь входит и такт, умение, подход, то, что мы называем по-русски. Осторожность. И еще какая-то особая грань смирения и решительности, снисхождения и справедливости.

Один французский врач доказал, что человек, потерпевший кораблекрушение, умирает не от голода и жажды, а умирает от страха. По-настоящему размеры бедствия определяются тремя дополнительными факторами: маловерие, уныние и страх.

Православная вера — это труд сердца, кроме того, что труд ума.

Совесть — это понятие духовное, относится к свойствам Духа. Совесть — это связь с вестником, с ангелом-хранителем, который возвещает нам волю Божию.

В чем опасность уединенного подвига? У человека может быть вкус духовный — т. е. никакое земное стяжание — ни власть, ни успех, ни слава мирская — ничего ему не нужно. Вкус может быть духовный, но противоположный любви. Человеку, повторяю, не нужно земное стяжание. Но любит он в глубине души одного себя. А не Господа.

Задача каждого — понять для себя. Формулировать на своем языке, внутреннем. Только тогда будет ясно, что вы поняли, усвоили.

Члены первенствующей Церкви имели все общее (Деян. 4.35,42). Позднее эту общность хотели представить как некий коммунизм, но между первенствующей Церковью и коммунизмом существует глубокая разница. Для коммунизма характерно принудительное обобществление имущества и управление им, а в первенствующей Церкви люди сами, добровольно продавали свое имущество, чтобы не терять драгоценного времени на управление им. Членам первенствующей Церкви предстояла еще и миссионерская деятельность. В этой Церкви все распределялось, но именно по нужде, а не как уравниловка. Все знали нужды друг друга – можно сказать, что такое состояние можно сравнить с неудержимой благотворительностью. Все постоянно пребывали в общении, в молитве, и времени для управления хозяйством у них не было. Это была совершенно особая жизнь, которую можно было бы назвать «райской».

Не надо думать, что благополучие вредно. Оно вредно, когда к нему прилепляются душою. Тот же апостол Павел свидетельствует: «Умею жить в скудости. Умею жить и в изобилии».

Каждому дается проявление духа на пользу – это и есть призвание на данное конкретное служение, и только получивший призвание получает и помощь Божию и вразумление свыше.