Однажды его [Баха] сын — тоже композитор, как и все сыновья Баха, — пришел домой очень довольный: он давал концерт и имел колоссальный успех. А наутро отец ему сказал: «Ты имел вчера большой успех у толпы — значит, ты плох. Надо сочинять не для масс, а для знатоков. Если у знатоков будешь иметь успех, тогда станешь великим композитором».
Рудольф Борисович Баршай
Великие композиторы ничего не «сочиняют» — смертный не способен сочинить подобного. Они слышат, и им хватает мастерства записать. Посредственные — да, те сочиняют, комбинируют.
Музыка как явление — это движение души. Это душа выражает таким способом свои движения.
... дирижёром можно стать, если выполнишь два условия. Первое — не мешать оркестру. Это не многие умеют. Второе — когда научился не мешать, можешь попробовать помогать. Если удалось первое и второе — можешь руководить.
Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных. Да-да. Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнера, он не добьется хороших результатов в ансамбле. Необходимо довериться интонации партнёра, только тогда усилия каждого превратятся в музыку.
Не люблю людей несомневающихся, людей, которые во всём уверены, не люблю. Они мне всегда подозрительны.
Всякая тираническая власть, всякая деспотия всегда против модернизма, всегда. Модернизм нарушает существующий порядок. Он прежде всего свидетельствует о свободе человека, ... а свобода заразительна. Напоминать человеку о том, какое он сложное явление, всегда значит выступать против власти.