Василий Гроссман. Жизнь и судьба

Я увидел, что не человек бессилен в борьбе со злом, я увидел, что могучее зло бессильно в борьбе с человеком. В бессилии бессмысленной доброты тайна ее бессмертия. Она непобедима. Чем глупей, чем бессмысленней, чем беспомощней она, тем огромней она. Зло бессильно перед ней! Пророки, вероучители, реформаторы, лидеры, вожди бессильны перед ней. Она — слепая и немая любовь — смысл человека. История людей не была битвой добра, стремящегося победить зло. История человека — это битва великого зла, стремящегося размолоть зернышко человечности. Но если и теперь человеческое не убито в человеке, то злу уже не одержать победы.

0.00

Другие цитаты по теме

Мир не поднялся выше истины, высказанной сирийским христианином, жившим в шестом веке, — повторял Иконников, — «Осуди грех и прости грешника».

Там, где есть насилие, царит горе и льётся кровь. Я видел великие страдания крестьянства, а коллективизация шла во имя добра. Я не верю в добро, я верю в доброту

Национальное сознание проявляется как могучая и прекрасная сила в дни народных бедствий. Народное национальное сознание в такую пору прекрасно, потому что оно человечно, а не потому, что оно национально. Это — человеческое достоинство, человеческая верность свободе, человеческая вера в добро, проявляющиеся в форме национального сознания.

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Добро, оно неприметное, радость недолго, может, и помнится. А зло не забывается ух сколько, всё жжёт и жжёт, выедает внутри всё самое живое. И потому кажется, что зла на земле сильно уж много, что его больше, чем добра. И что плохих людей на земле больше. А это обман.

Там, за лесом, в дальнем краю,

В лабиринте разных дорог

Каждый выбирает свою –

Будь ты Человек или Волк.

Выбираем, кем же нам быть

И за кем бежать через лес:

В темноту тропу проложить

Или греться светом небес.

Это выбор каждого дня.

Вновь и вновь стоят у дверей:

Белый волк – светлее огня,

Черный волк – темнее углей.

Добро и зло — не более чем пустые слова, которые не составит ни малейшего труда приложить к чему угодно; правильно только то, что отвечает моему складу, неверно — все, что ему противно.

Зло, каким бы сильным оно ни казалось на первый взгляд, к эволюции не способно...

Каждый грешный поступок болью возвращается к нам. Именно так мы познаем, что такое добро, а что зло.

В любом деле есть добро. В любом добром деле — зло.