Я не потерял веры в то, что существуют какие-то моральные и рациональные приметы, по которым человек узнает человека.
Дурные человеческие поступки сопровождаются изобилием моральных оправданий.
Я не потерял веры в то, что существуют какие-то моральные и рациональные приметы, по которым человек узнает человека.
Дурные человеческие поступки сопровождаются изобилием моральных оправданий.
Мораль — удел людей, а не богов.
Мы узнаем их потому, что они будут больше сознавать, больше видеть и больше знать, чем обыкновенный человек. Они не будут в состоянии закрывать глаза на то, что видят, и поэтому будут видеть больше; не будут в состоянии не думать о том, что знают, и поэтому будут знать больше; не будут в состоянии оправдывать себя, и поэтому будут сознавать больше. Эти люди будут всегда ясно видеть свою ответственность за то, что они делают. И они не будут в состоянии возлагать эту ответственность на других. Они не будут удовлетворяться простым исполнением «долга» и будут чувствовать себя обязанными знать прежде, чем делать. Они не будут в состоянии отделаться от своей совести ничем, и она будет руководить их поступками, и ничто другое. В них не будет трусости и не будет уклонения от того, что они считают должным. Они никогда не будут
безответственными исполнителями чужой воли, потому что у них будет своя воля. Они будут требовать от себя прежде всего ясного сознания, что и зачем они делают. И они будут чувствовать свою ответственность до конца перед всеми, кого касается их деятельность.
Все наше достоинство — способность мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.
О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Аристотеля попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».
Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека.
У людей, обладающих совестью, нравственные страдания перевешивают любую внешнюю угрозу.
Человек должен развиваться, проходить свой путь. А что если для того, чтобы пройти свой путь, чему-то научиться, мне нужно было, например, шесть жен? Вот если бы можно было стать многоженцем... Что этому мешает? Только мораль, которую люди сами себе придумали и из-за которой сами мучаются...
Всё верно: человек заводит собаку, чтобы не было чувства одиночества. Собака в самом деле не любит оставаться одна.