Георгий Петрович Щедровицкий

Я подчеркивал, что никогда нельзя рассматривать историю формирования того или иного предмета (научного), группы предметов, сферы как линейное движение, или как, скажем, переход одного предмета в другой, третий, четвертый. Каждый раз настолько кардинально меняются сами ситуации за счет некоторых внешних обстоятельств, — что эти ситуации не непременно развертываются одна в другую, а есть моменты дискретных трансформаций и преобразований. Например, была одна ситуация, но она насильственно ломается, скажем, война, которая разрушает всю ситуацию, и после этого начинается уже новый процесс с новыми людьми, новыми кадрами, где, с одной стороны, могут ставиться обществом совершенно новые задачи, втягиваться новые области материала, а с другой стороны, должна протягиваться культурная традиция. Причем, поколения, которые приходят заново, с одной стороны, стоят перед новыми задачами и проблемами, а с другой — должны протянуть руку и приобщиться к культуре, к традиции, которая уже сложилась, взять ее и втянуть в эту ситуацию. И именно втянуть в свою ситуацию, поскольку эта культура уходит вместе с людьми. А сумели ли эти уходящие протянуть ниточку, передать этот факел — это зависит от многих обстоятельств.

0.00

Другие цитаты по теме

... логос распадается на логические  правила и физические, или, как теперь принято говорить для большей обобщенности, онтологические,  правила, или «законы природы».

Но «природа» сюда попала по недоразумению, поскольку это каждый раз законы идеальных объектов. Неважно, берем ли мы законы Ньютона или Декартовы законы соударения шаров, законы сохранения импульса и т. д. — любые законы всегда справедливы только для идеальных объектов: для тяжелых точек, для абсолютно твердых тел, абсолютно упругих тел и т. д., коих нет и быть никогда не может. Вот на что разбивается этот логос: на логические правила и на законы природы, или онтологические правила. А что такое онтологические правила, или законы? Это законы идеальных объектов.

Множество «взглядов на русскую историю» брошено, множество «теорий русской истории» построено… На древнюю русскую историю смотрели с точки зрения истории всех возможных восточных и западных, северных и южных народов, и никто её не понял, потому что она в самом деле не похожа ни на какую другую историю.

Римляне не отсоединяли себя от тел.

Тело – не временное

пристанище духа,

но дух и есть.

Для христиан тело – не я,

для буддистов, арабов тоже,

для римлян тело рассказывает, кто ты.

Ты то,

что ты делаешь с телом своим.

Христиане зашорили себе взгляд,

мы боимся видеть тела,

мы не хотим до конца понимать,

кто мы,

римляне – нет.

Они разбирали тело,

рисуя портрет души.

Эксперимент есть особая система практических действий, проверяющих возможность онтологической картины, заданной в научном предмете. Это такая совокупность практических действий, которая направлена на выяснение возможности реального существования того объекта, который зафиксирован в онтологической картине данного научного предмета.

Эксперимент направлен не на получение новых данных, не на получение новых значений, а на проверку возможности реального существования того идеального объекта, который задан в предмете.

В Библии история наделялась особым смыслом — пониманием Божьего замысла: всем народам должен был открыться смысл собственного существования, и все народы были равны перед Богом — ведь все они произошли от общего предка, праведного Ноя и его трех сыновей, которые спаслись после Всемирного потопа.

Лишенные исторической памяти люди превращаются в животных – это факт.

— Цель очень проста. История не требует себя учить, но ВСЕГДА наказывает за не выученные уроки.

— Чем она может наказать? Разве что книжкой по голове...

— Вы видите эти фото сотен мальчиков и девочек по всему миру? Все они решили заблокировать свой дар и умерли. Все они погибли не более чем через три месяца после приглушения своего дара. От несчастных случаев. При этом к каждой смерти применимо выражение «неожиданно умер», ни одно расследование не нашла умышленного убийства. Это в зависимости от твоей удачи, автокатастрофы, пожары, несчастные случаи на горнолыжном курорте или пляже, на аттракционах, самоубийства или просто глупые смерти. РОК. ФАТУМ. СУДЬБА.

— Вы верите в эту высшую силу? Это же глупые верования.

— Вот это Хуанита Иглесиас, молодая миллионерша, в дождь ехала по серпантину, не справилась с управлением и её машина упала в горное озеро с высоты 60 метров, пережила падение, выбралась из тонущей машины, доплыла до берега. Хуанита смогла избежать опасности сошедшего селя, удара током рухнувших столбов и вышла к небольшой деревне. Там она зашла в церковь помолится о спасении и погибла под алтарем, который неожиданно упал прямо на неё. Или вот Дик Флектор, ехал на машине как пассажир, водитель затормозил перед открытым канализационным люком, отвернул в сторону и врезался в столб. Скорость была не большая. Флектор погиб от того, что во время столкновения со столбом ковырялся в носу. Сработавшая подушка безопасности вбила ему палец в мозг. История адептов с даром известна только адептам принявших сей дар. Сила дала вам свой дар и ждёт от вас его использования...

Давайте теперь разбираться. Вы говорите: «представления и понятия, а не знания». А теперь я попрошу вас объяснить нам разницу между вашим употреблением слов «представления и понятия» и вашим употреблением слова «знание». Я отвечу вам, что слово «знание» во всех этих работах идёт через запятую со словами «представление» и «понятие». Никто из них никогда не мог бы ответить на вопрос, в чём разница между представлениями и понятиями, с одной стороны, и знаниями, с другой стороны.

Прошлое становится близким именно во многом тогда, когда наше культурное сознание вырабатывает соответствующее этому прошлому Слово.

История нам может категорически не нравиться. Так бывает. Но её невозможно переиграть. Трагедия Гражданской войны давно уже стала частью нашего очень сложного прошлого. Герои тех дней, если, конечно, к событиям братоубийственной войны допустимо такое определение, давно уже ушли на суд Божий. При жизни они оставались смертельными врагами. Должны ли их потомки поступать так же? Убежден, что это недопустимо.