Фридрих Вильгельм Ницше. По ту сторону добра и зла

Другие цитаты по теме

Никто не будет считать какое-либо учение истинным только потому, что оно делает счастливым или добродетельным, за исключением разве только милых идеалистов, восторженно мечтающих о добром, истинном и прекрасном и заставляющих плавать вперемешку в своем пруду всевозможные пестрые, неуклюжие и добродушные желаемые вещи. Счастье и добродетель — не аргументы. Но и самые осмотрительные умы охотно забывают, что делать несчастным и делать злым также не противоаргументы.

Нас смущает вид голой земли,

Нам прикрыть бы ее наготу -

Пусть весною травою прикроется,

А зимою не видна в снегу.

Нас смущает вид голой правды,

Нам прикрыть бы ее наготу -

Зло скрываем мы мнимой полезностью,

Чтоб не сразу видеть беду.

Если говорить глобально, то пусть каждый народ говорит об истине на своем родном языке.

Много коротких безумств — это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладёт конец многим коротким безумствам.

Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.

Люди не только смотрят кино, но и читают, в том числе и достоверную информацию.

Mысль о самоубийстве — это великое утешение: при поддержке её пережиты многие ужасные ночи.

(Мысль о самоубийстве – сильное утешительное средство: с ней благополучно переживаются иные мрачные ночи.)

Что же такое в конце концов человеческие истины? – Это – неопровержимые человеческие заблуждения.

— Я говорил с Эндером и его сестрой Валентиной. Она историк.

— Что это значит?

— Она изучает разные книги, чтобы поближе познакомиться с историей человечества, а потом пишет истории о том, что ей удалось отыскать, и передаёт остальным людям.

— Но если истории уже кем-то изложены, зачем она переписывает их?

— Потому что их не так поняли. Она помогает людям лучше понять их.

— Раз уж жившие в те времена не сумели разобраться, как она, пришедшая через века после случившегося, может что-то понять?

— Я и сам задал ей тот же вопрос, а Валентина сказала, что она не всегда толкует их буквально. Прежние писатели руководствовались тем, что было важно для их эпохи, а она представляет прошлое так, как оно должно выглядеть в глазах людей её эпохи.

— Значит, история не остается прежней?

— Нет.

— Но каждый раз они принимают её за правдивое освещение событий?

— Валентина что-то такое объясняла насчет того, что некоторые истории могут быть истинными, а другие — правдивыми. Я, правда, ничего не понял.

— Почему они сразу не запоминают истории во всех подробностях? Тогда бы им не пришлось постоянно лгать друг другу.