Джон Джейкс. Королевский крестоносец

Другие цитаты по теме

Отчего-то многие убеждены, что война — это когда окопы, постоянная канонада, героические штыковые атаки и все в таком духе. А на деле это постепенное исчезновение того, что раньше было привычным. Соседний дом, постоянное наличие какого-то продукта в магазине, привычный отдых или привычная работа — все это постепенно меняется. Иногда совсем не трагично. Подумаешь, где-то мост разрушили? Ведь никто из твоих близких не пострадал. А товары могут и через другой перевезти.

И в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что живешь в совсем другом городе и совсем по другим правилам.

Война не решает никаких проблем; победа действует так же губительно, как и поражение! Наверное, существовало время и место, когда без войны нельзя было обойтись, если человек хотел жить и продолжать свой род, — тогда без войны человечество просто вымерло бы. Быть смиренным, добрым, уступчивым означало тогда гибель; война была неизбежна, ибо выжить могли лишь одни: либо вы — либо другие. Как птице или зверю, человеку приходилось воевать за место под солнцем. Война доставляла рабов, земли, пищу, женщин — то, без чего нет жизни. Но теперь мы должны научиться жить без войн, не потому, что мы стали лучше или нам претит причинять вред ближнему, а потому, что война невыгодна, мы не переживем ее, она погубит нас так же, как наших врагов. Время тигров миновало, настает, без сомнения, время мошенников и шарлатанов, воров, грабителей и карманников; но все равно это лучше, это шаг на пути вверх.

По крайней мере, я верю, что занимается заря доброй воли. Мы не остаемся безучастными, когда слышим о землетрясениях, о гибельных для человека событиях. Мы хотим помочь. И это значительное достижение; думаю, оно нас куда-нибудь выведет. Не скоро — быстро ничего не делается — но надеяться все же можно

Как-то легче уноситься мыслями в прошлое, чем думать о том, что ожидает впереди.

Недавняя кровопролитная война, названная каким-то трубадуром «Войной роз», продолжалась так долго, ее фракции менялись так часто, сопровождаясь взлетами и падениями тех, кто называл себя королем, что титулы и поместья переходили из рук в руки много раз. Человеку, сидящему на престоле сегодня, восхваляемому как лорд и одетому в бархат, подбитый горностаем, могла быть назначена встреча с палачом назавтра. Мало кому удавалось умереть в своей постели.

Само по себе знатное происхождение еще не делает человека благородным, если оно изначально не дано его натуре. Но и одежда шута не скроет возвышенные душевые качества, если они есть. Каждый человек должен быть тем, кем он должен быть, самим собой. В мире так уж повелось: одни занимают более высокое положение, чем другие, но часто эти места не соответствуют подлинным личным достоинствам и не зависят от того, приносят ли эти люди пользу своему народу. Не было бы королей, призванных поддерживать порядок, на земле царил бы хаос, а лиши ее певцов — она стала бы мертвой.

Перед лицом близкой смерти человек часто перестает думать о мелочах и возвращается к главному в своей жизни.

— Ты, Зоя, христианка?

Отрицательно мотнув головой, она сказала:

— Когда желудок почти всегда пуст, ты в первую очередь беспокоишься о том, чем бы его набить. Забивать же голову мыслями о Боге — непозволительная роскошь. Подобное развлечение только для сытых.

В обыденных условиях человек порой бывает слаб и иногда уступает злу, однако очень важно, если он в самый критический момент жизни не позволит злу одержать над собой верх, воспротивится ему. Именно это и определяет его истинную суть.

... во время войны все наоборот. И то, что запрещают, как раз и есть самое честное и правильное.

Если война не являла собой возможность умереть, она была возможностью взрослеть, по-настоящему внюхаться в застоялый запах бытия и научиться принимать перемены.