Протоиерей Андрей Ткачев. Вхождение в церковь. Первая ступень: воцерковление.

Когда человек находит Христа, он и себя, настоящего, находит. Настоящий «я» выглядывает из-под коры, которой обмотан человек. Найти себя — это хорошее дело: раскрыть свои скрытые таланты, свои призвания и возможности, вырасти своей личностью.

Вообще, теория личностного роста — это украденная у христианства идея. Христианство — это, собственно, и есть путь личностного роста. Только не обособленного роста, а роста в общине, в Церкви, в союзе, в евхаристической близости с другими людьми, в молитвенной связке с Богом.

Личностный рост в понимании современной психологии — это святость без Бога. Попытка раскрыть свои таланты и дарования, достичь успеха и значимости, приобрести какие-то яркие навыки, одним словом, войти в такое состояние, когда ты сам себе — маленький бог. По крайней мере, здесь есть опасность достичь такого состояния: да, я себя такого люблю, мне нравится, что со мной происходит, я вообще расцвёл, я сейчас делаю что-то такое могучее, всё вокруг меня кружится, всё движется — у меня получается, я могу! Это такое «будьте как боги» — то, что дьявол предлагал человеку в раю. Съешьте — и будьте как боги.

Но и Христос говорил, и в псалмах написано: «Я сказал: вы — боги». В чем разница? В том, что там был обман; делайте, как я скажу, и будьте как боги. А Господь здесь говорит реальные вещи: «вы — боги», вы созданы по образу и подобию Бога. У вас есть возможность самореализации, при которой вы будете идти все выше, вырастать в Богом заложенную в вас полноту. И ссориться с Ним не надо, наоборот, в Боге вы будете находить источник силы и движения.

А неправильный вариант — это когда ты будешь развивать свои таланты и способности и все большое и больше самовлюбляться и сатанеть от тайной гордости, что ты хорош, у тебя так много получается, ты лучший. При всей внешней схожести это — диаметрально противоположные практики.

Другие цитаты по теме

По щекам девушки текли слезы, но ее глаза сияли.

— И в этот момент, Атрет, со мной произошло самое поразительное, самое удивительное. В тот самый момент, когда я провозглашала Иисуса Христом, страх покинул меня. Его тяжесть спала, как будто, его никогда и не было.

— Разве ты никогда раньше не говорила об Иисусе?

— Говорила, но это было среди верующих людей, среди тех, кто любит меня. Там я не подвергала себя никакой опасности, говорила от всей души. Но в тот момент, перед Юлией, перед другими, я полностью подчинилась Божьей воле. Он есть Бог, и нет другого. И не сказать им истину я уже не могла.

— И теперь ты умрешь за это, — мрачно произнес Атрет.

— Если в нас нет того, ради чего стоит умереть, Атрет, то в нас нет и того, ради чего стоит жить...

Много ли Богу надо на самом деле от нас? Может быть, и одного вздоха хватит. Но мы не можем этого заранее сказать, поэтому нужно трудиться.

Для того чтобы человек понял что-то о себе самом, нужен духовный руководитель.

Но духовное руководство должно быть трезвым. Не нужно искать чудотворца, какую-то то в духовную величину первого масштаба. Нужен просто опытный человек со стороны, который, даже не будучи старцем, может наблюдать в тебе нечто такое, чего ты сам в себе никогда не заметишь.

— Нет, Хадасса. Мы боремся не с плотью и кровью, а с силами тьмы.

— Я не могу бороться с сатаной, Иоанн. Моя вера для этого недостаточно сильна.

— А тебе и не нужно с ним бороться. Противостой злу и будь сильна в Господе, Хадасса, и в силе Божьей власти. Он дал тебе оружие для сражения. Истина, Его праведность, Благая весть миру. Вера является твоим щитом, Слово является твоим мечом. Постоянно молись в Духе Господа. И оставайся верной Господу, чтобы Он мог идти впереди тебя.

Как ты можешь вдохновить и привести кого-то ко Христу, если твоя собственная душа постоянно утопает в печали?

— Ты совершила глупость, Хадасса. Тебе нужно было сделать все для того, чтобы спасти себе жизнь. — Точно также поступил сам Атрет и бесчисленное множество других людей до него.

— Ради того, что я никогда не смогу потерять, я расстаюсь с тем, что все равно не смогу сохранить.

Воин — это не меч и не щит, и даже не сила и умение. Ты хочешь быть идеальным, но никогда таким не станешь. Каждый воин когда-то терпит поражение. Ты будешь сражаться и проигрывать. Именно то, что в сердце воина делает его неистовым и могучим. Господь хочет, чтобы мы стремились к совершенству, но не ждёт, что мы его достигнем. Он просит лишь о том, чтобы мы были упорными и всегда продолжали движение.

Аскеза — это упражнения. Существуют некие упражнения, которые насилуют грехолюбивую природу ради чего-то большего. Это как работа гончара над глиной: сначала он бьёт её кулаками и ребром ладони, а потом уже что-то делает из неё. Аскетизм — упражнение, требующее времени, энергозатрат, терпения, преодоления боли и неудач. Это некое универсальное явление.