Протоиерей Андрей Ткачев. Вхождение в церковь. Первая ступень: воцерковление.

Другие цитаты по теме

Когда человек находит Христа, он и себя, настоящего, находит. Настоящий «я» выглядывает из-под коры, которой обмотан человек. Найти себя — это хорошее дело: раскрыть свои скрытые таланты, свои призвания и возможности, вырасти своей личностью.

Вообще, теория личностного роста — это украденная у христианства идея. Христианство — это, собственно, и есть путь личностного роста. Только не обособленного роста, а роста в общине, в Церкви, в союзе, в евхаристической близости с другими людьми, в молитвенной связке с Богом.

Личностный рост в понимании современной психологии — это святость без Бога. Попытка раскрыть свои таланты и дарования, достичь успеха и значимости, приобрести какие-то яркие навыки, одним словом, войти в такое состояние, когда ты сам себе — маленький бог. По крайней мере, здесь есть опасность достичь такого состояния: да, я себя такого люблю, мне нравится, что со мной происходит, я вообще расцвёл, я сейчас делаю что-то такое могучее, всё вокруг меня кружится, всё движется — у меня получается, я могу! Это такое «будьте как боги» — то, что дьявол предлагал человеку в раю. Съешьте — и будьте как боги.

Но и Христос говорил, и в псалмах написано: «Я сказал: вы — боги». В чем разница? В том, что там был обман; делайте, как я скажу, и будьте как боги. А Господь здесь говорит реальные вещи: «вы — боги», вы созданы по образу и подобию Бога. У вас есть возможность самореализации, при которой вы будете идти все выше, вырастать в Богом заложенную в вас полноту. И ссориться с Ним не надо, наоборот, в Боге вы будете находить источник силы и движения.

А неправильный вариант — это когда ты будешь развивать свои таланты и способности и все большое и больше самовлюбляться и сатанеть от тайной гордости, что ты хорош, у тебя так много получается, ты лучший. При всей внешней схожести это — диаметрально противоположные практики.

Много ли Богу надо на самом деле от нас? Может быть, и одного вздоха хватит. Но мы не можем этого заранее сказать, поэтому нужно трудиться.

По щекам девушки текли слезы, но ее глаза сияли.

— И в этот момент, Атрет, со мной произошло самое поразительное, самое удивительное. В тот самый момент, когда я провозглашала Иисуса Христом, страх покинул меня. Его тяжесть спала, как будто, его никогда и не было.

— Разве ты никогда раньше не говорила об Иисусе?

— Говорила, но это было среди верующих людей, среди тех, кто любит меня. Там я не подвергала себя никакой опасности, говорила от всей души. Но в тот момент, перед Юлией, перед другими, я полностью подчинилась Божьей воле. Он есть Бог, и нет другого. И не сказать им истину я уже не могла.

— И теперь ты умрешь за это, — мрачно произнес Атрет.

— Если в нас нет того, ради чего стоит умереть, Атрет, то в нас нет и того, ради чего стоит жить...

Есть чиновники, которые ходят в храмы каждое воскресенье. Но что значит — ходить в храм? В храмы и воробьи залетают, и мыши бывают, и даже кота я видел. Зайти в храм и даже помолиться еще не значит стать христианином. Это только начало. Человека надо учить. Учить любви к ближнему. Вот толстый, сутулый, дурно пахнущий, пьяный человек. Как его любить? Как самого себя. Бывает, что я сам себе противен, но я же не прошу Господа, чтобы мне утюг горячий с пятого этажа на голову упал... Себя же любишь.

Долог путь покаяния и понимания человека, что роль его в этом мире служебная. Учить надо. В Церкви. И в семье, конечно. Патриотизм — это ведь такое же чувство любви, как любовь к папе, маме, младшей сестренке.

Если стремишься к душевному покою и удовольствию, тогда веруй; если стремишься знать правду, тогда исследуй.

— Нет, Хадасса. Мы боремся не с плотью и кровью, а с силами тьмы.

— Я не могу бороться с сатаной, Иоанн. Моя вера для этого недостаточно сильна.

— А тебе и не нужно с ним бороться. Противостой злу и будь сильна в Господе, Хадасса, и в силе Божьей власти. Он дал тебе оружие для сражения. Истина, Его праведность, Благая весть миру. Вера является твоим щитом, Слово является твоим мечом. Постоянно молись в Духе Господа. И оставайся верной Господу, чтобы Он мог идти впереди тебя.

— И это по-христиански? Око за око?

— Неверующие всегда хотят, чтобы другие люди действовали по отношению к ним согласно христианским взглядам.

— Ты совершила глупость, Хадасса. Тебе нужно было сделать все для того, чтобы спасти себе жизнь. — Точно также поступил сам Атрет и бесчисленное множество других людей до него.

— Ради того, что я никогда не смогу потерять, я расстаюсь с тем, что все равно не смогу сохранить.

Я вижу, как некоторые молодые ребята – наши соотечественники, не прочитав ни строчки из Евангелия, начинают читать брахманскую, буддийскую литературу, Коран и тому подобное. Едут они и к индийским гуру. Потом там им приходится не по душе и они возвращаются в Православие, однако уже заразившись в этих восточных культах целой кучей разных [духовных] микробов. Люди повреждаются, и потом им трудно найти истину. Пусть человек сперва [жизненным опытом] познает Православие, а потом – если Православие ему не нравится – уходит из него. Пусть он познает Православие правильно и потом сравнит его с различными религиозными учениями, о которых он слышит. Ведь, познав Православие, человек сможет отличить подделку от золота или понять, насколько чисто золото, сколько в нем каратов. Такого человека не проведешь на мякине, он не принимает за золото все то, что блестит.