Франц Вертфоллен. Сцены семейной жизни

Любовь, Нора, не падает с неба. Её не заключают на небесах, она – не судьба. В любви очень четкие математические законы. Невозможно любить уродов. Уроды живут с уродами, потому что не колют друг другу глаз. Уроды цепляются за уродов, потому что – гордыня, страхи, ***ня про одиночество. Потому что – а с кем еще? Кто еще тебя вот такого урода будет терпеть, если не этот урод, с которым вы якобы чуть подпритерлись. Уроды цепляют уродов, живут в сраче – физическом и душевном. И обеспечивают друг другу верные порции страданий, заслуженные порции. Но это всё не любовь. Это цирк уродов.

Другие цитаты по теме

Лгут те люди, которые говорят, что брак связывает руки: наоборот, мы обретаем чистую свободу. Мы вдвоем, и перед нами целый мир.

НОРА: Так я даже переживала, что ничего... то есть... ну что, ничего и не происходит.

ФРАНЦ: Я вас за руку просто брал, вы гусиной кожей покрывались. Вы себя после ужина тогда видели? «Спокойной ночи, Но...» «Спокойной!» Тыщ! Вы буквально мне перед носом дверь захлопнули.

НОРА: Конечно. Я же волно... Франц, у меня не было столь разнообразной

интимной жизни до вас. У меня её вообще не было, если вы не заметили.

ФРАНЦ: Ну, вы переживали зря. Сдерживаться было непросто.

– И всё-таки это ненормально. Почему бы тебе не выйти за него замуж? Вы встречаетесь уже два года.

– Мы встречаемся всю жизнь. С детского сада. Это не я у него – это он что-то сломал у меня в мозгах. Или в судьбе. Ни разойтись по-человечески не можем, ни сойтись.

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

НОРА: А зачем вы женились на идиотке?

ФРАНЦ: Я женился не на идиотке. Я женился на девушке с хорошим вкусом, явно умнее

среднего, пусть еще не совсем проснувшейся, говорившей мне на колокольне в Вероне, что

будь я германским рабом в Древнем Риме и закончи я головой на пике, ей бы и жить не надо было. А вот за кого выходили вы?

НОРА: Я не знаю.

ФРАНЦ: Вы всегда так легкомысленно подбираете мужей?

НОРА: Ты абсолютно не любишь меня.

ФРАНЦ: А даже если и так.

НОРА: Что?!

ФРАНЦ: Даже если и так, Элеонора, разве вопрос брака, это любят ли меня? Разве главный

вопрос брака в этом? Разве это не «люблю ли я?».

Всякая любовь продолжается столько, сколько заслуживает.

Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить её дружбой. Это не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.

Любовь берёт ответственность за другого на себя. Там, где любят, не говорят больше «я», а говорят «ты»: «Я несу ответственность за тебя. А ты несёшь ответственность за меня». Любящие стоят вместе пред Богом и говорят не «я и ты», но говорят «мы».

Любовь замужней женщины – это великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.