Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Помимо недостатков и пороков, в которых никто не может ошибиться, какой наиболее характерный признак несовершенства?

Ответ: Личный интерес. Моральные качества часто походят на позолоту на медном предмете, не выдерживающую пробного камня. Человек может обладать действительными качествами, благодаря которым для света он человек добродетельный. Но эти качестве, хотя и являются следствием прогресса, не всегда выносят некоторые испытания, и достаточно иногда затронуть струну личного интереса, чтобы обнаружить истинную сущность человека. Истинное бескорыстие — вещь до такой степени редкая на земле, что ему удивляются, как чуду, когда с ним встречаются.

Привязанность к вещам материальным — безошибочный знак несовершенства, ибо чем больше человек привязан к вещам этого мира, тем меньше понимает он свою судьбу. Бескорыстием же, напротив того, он свидетельствует, что видит свое грядущее с более высокой ступени.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Человек во время новых своих существований может ли стать ниже, чем он был?

Ответ: Относительно общественного положения — да, а как дух — нет.

Вопрос: Душа добродетельного человека может ли в новом воплощении одушевлять тело злодея?

Ответ: Нет, потому что она не может ухудшиться.

Вопрос: Есть люди, делающие добро непроизвольно, им не нужно побеждать в себе какое-либо противоположное чувство. Столько же ли достоинства в их добродетели, как и у тех, которые должны бороться со своим характером и его преодолевать?

Ответ: Если кто-то не должен бороться с самим собой, то это значит лишь, что в нём прогресс уже совершился: он боролся прежде и победил; поэтому-то благие чувства не стоят ему никаких усилий, и его действия представляются ему вполне простыми и естественными: творить добро для него стало делом привычным. Его, таким образом, следует чтить, как чтут старых воинов, заслуживших себе славу, награды и чин. Так как вы ещё далеки от совершенства, то эти примеры поражают Вас своей яркостью, и вы тем больше восхищаетесь ими, чем более они у вас редки; но знайте, что в мирах, развитых более вашего, является правилом то, что здесь кажется исключительным. Чувство добра распространено там повсеместно, ибо миры те населены единственно духами благими, и одно-единственное злое намеренье было бы там чудовищным исключением. Вот почему люди там счастливы; то же будет и на Земле, когда человечество преобразится, когда оно должным образом поймёт и оценит милосердие в подлинном смысле этого слова.

Вопрос: Физическое и моральное состояние живых существ постоянно ли одинаково на каждом шаре?

Ответ: Нет. Миры так же подчинены закону прогресса. Все, подобно вашему миру, начали своё существование с низшего состояния. Впоследствии и Земля будет раем, когда все люди сделаются добродетельными.

Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли — признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для высокого духа?! Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?!

Вопрос: Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?

Ответ: Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.

Вопрос: Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

Ответ: Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.

Причины, привлекающие духов к целым народам, — это нравы, обычаи, господствующий характер и в особенности законы, потому что характер народа отражается в его законах.

Вопрос: Можно ли считать разрушение законом природы?

Ответ: Всё должно разрушаться для того, чтобы иметь возможность возродиться вновь, так как то, что вы называете разрушением, есть только преобразование, имеющее целью обновление и улучшение живых существ.

Вопрос: Если истребление необходимо для перерождения живых существ, то для чего природа наделяет их средствами к самосохранению?

Ответ: Для того чтобы истребление не совершалось ранее нужного для этого времени. Всякое преждевременное истребление замедляет развитие разумного начала; вот почему Бог дал каждому разумному существу потребность жить и размножаться.

Вопрос: Души наших дикарей не суть ли духи в состоянии детства?

Ответ: Да, детства относительного; но это уже души несколько развитые; они имеют страсти.

Вопрос: Значит, страсти составляют признак развития?

Ответ: Развития — да, но не совершенства; они суть признак деятельности и самосознания.

Вопрос: Если у богатого больше соблазнов, то не больше ли у него также и средств творить добро?

Ответ: Именно это он не всегда и делает; он становится эгоистичен, надменен и ненасытен; его потребности увеличиваются вместе с богатством, и он полагает, что ему никогда не хватает на себя самого.