Аллан Кардек. Книга духов

Совершенно справедливо, что духи действуют на материю, но только с исполнением законов природы, а не с нарушением их, производя события неожиданные и противные законам. В примере, приведённом тобой, лестница сломалась потому что была подточена червями или вообще была недостаточно крепка, чтобы выдержать тяжесть человека; если ему суждено было умереть таким образом, то духи могли внушить ему мысль взойти на эту лестницу, которая должна сломаться под тяжестью его тела; таким образом, смерть его зависит от естественных причин, и нет надобности прибегать для этого к чуду.

Другие цитаты по теме

Мы неправильно воображаем, что действие духов должно проявляться непременно посредством необыкновенных явлений Но так как этого не бывает, то вмешательство их незаметно для нас, и всё, что совершается при их содействии, кажется нам естественным, так, например, два человека могут встретиться по внушению духов, а между тем, встреча эта будет казаться случайной; они могли внушить человеку мысль пройти по такому-то месту; могут обратить его внимание на такой-то предмет, если это поможет привести к желаемому результату.

Причины, привлекающие духов к целым народам, — это нравы, обычаи, господствующий характер и в особенности законы, потому что характер народа отражается в его законах.

Вопрос: Поскольку эгоизм основан на чувстве личной выгоды, то представляется весьма затруднительным целиком вырвать его из сердца человеческого. Будет ли это когда-нибудь достигнуто?

Ответ: По мере того как люди будут просвещаться о вещах духовных, они будут придавать менее значения вещам материальным; и затем нужно преобразовать человеческие установления и учреждения, его поддерживающие и нагнетающие. Это зависит от воспитания и культуры.

Вопрос: Не кажется ли естественным выбирать себе испытания менее мучительные?

Ответ: Для вас — да; для духа — нет: когда он отделён от материи, он лишается иллюзий и думает иначе.

Вопрос: Есть люди, делающие добро непроизвольно, им не нужно побеждать в себе какое-либо противоположное чувство. Столько же ли достоинства в их добродетели, как и у тех, которые должны бороться со своим характером и его преодолевать?

Ответ: Если кто-то не должен бороться с самим собой, то это значит лишь, что в нём прогресс уже совершился: он боролся прежде и победил; поэтому-то благие чувства не стоят ему никаких усилий, и его действия представляются ему вполне простыми и естественными: творить добро для него стало делом привычным. Его, таким образом, следует чтить, как чтут старых воинов, заслуживших себе славу, награды и чин. Так как вы ещё далеки от совершенства, то эти примеры поражают Вас своей яркостью, и вы тем больше восхищаетесь ими, чем более они у вас редки; но знайте, что в мирах, развитых более вашего, является правилом то, что здесь кажется исключительным. Чувство добра распространено там повсеместно, ибо миры те населены единственно духами благими, и одно-единственное злое намеренье было бы там чудовищным исключением. Вот почему люди там счастливы; то же будет и на Земле, когда человечество преобразится, когда оно должным образом поймёт и оценит милосердие в подлинном смысле этого слова.

Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?

Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.

Вопрос: Можно ли в состоянии земной жизни, ведя себя хорошо, сделаться чистым духом, миновав все промежуточные стадии?

Ответ: Нет, потому что то, что человек считает совершенным, далеко ещё от полного совершенства; есть качества, вовсе ему не известные, которых он не только достигнуть, но и постичь не может. Он может сделаться так совершенен, как только доступно его земной природе, но это далеко ещё не полное совершенство.

Вопрос: Человек своей волей и своими действиями может ли сделать так, чтобы события, которые должны произойти, не произошли, и наоборот?

Ответ: Он это может, если это кажущееся отклонение входит в жизнь, которую он прежде себе избрал. Затем, он может это, чтобы творить добро, как оно и должно быть, и так как это единственный смысл жизни, он может препятствовать злу, в особенности тому, которое могло бы содействовать злу ещё большему.

Вопрос: Что делается с душою в промежутке между воплощениями?

Ответ: Она становится блуждающим духом, который стремится к новой своей судьбе: она ждёт.

Вопрос: Как долго может продолжаться блуждающее состояние духа?

Ответ: От нескольких часов до нескольких тысяч веков. Вобщем, нет какого-либо крайнего предела, поставленного состоянию скитания, оно может длиться весьма долго, но никогда не вечно. Рано или поздно дух всегда начинает такое существование, какое позволит ему очиститься от предыдущих своих существований.

Вопрос: Эта продолжительность времени подчинена воле духа или может быть назначена как искупление?

Ответ: Она зависит от его свободной воли; духи прекрасно знают, что они делают. Но есть среди них и такие, для кого это наказание, налагаемое Богом. Некоторые же просят продлить время блуждающего состояния, чтобы приобрести те познания, которые приобретаются не иначе как в состоянии блуждающего духа.

Вопрос: Почему дарами фортуны (например, богатством) Бог одаривает тех, кто, судя по всему, этого не заслужили?

Ответ: Это выглядит дарами и милостью лишь в глазах тех, кто не видит ничего, кроме наличествующего мига; но знай, что богатство есть испытание зачастую более опасное, нежели нищета.