Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Необходимо ли для высвобождения духа, чтобы тело было погружено в полный сон?

Ответ: Нет, дух вновь обретает свободу, как только органы ощущений отключаются; чтобы высвободиться, он пользуется всеми мгновениями передышки, которые только ему предоставляет тело. Как только наступает упадок жизненных сил, дух высвобождается, и чем тело слабее, тем дух свободнее.

Поэтому полусон или просто притупление чувств часто вызывают те же образы, что и сон.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Минута воплощения сопровождается ли смятением, подобным тому, какое бывает при разлучении души с телом?

Ответ: Гораздо большим смятением, и в особенности, гораздо более долгим. При смерти дух приобретает свободу, при рождении же теряет её.

Вопрос: Отдыхает ли душа во время сна, как и тело?

Ответ: Нет, дух никогда не остаётся бездеятельным. Во время сна нити, связующие его с телом, послабляются, и так кaк тело не имеет в нём нужды, он пробегает пространства и вступает в более прямое сношение с другими духами.

Вопрос: Во сне часто видят вещи, кажущиеся предчувствиями, но которые не исполняются впоследствии. Отчего это происходит?

Ответ: Они могут исполниться для духа, если не для тела. Дух видит то, чего желает видеть, потому что он это встретит. Не следует забывать, что во время сна душа остаётся более или менее под влиянием материи и что, следовательно, не освобождается полностью от земных понятий; поэтому заботы вчерашнего дня могут придать сновидению вид того, чего сильно желают или чего боятся; вот что может быть названо действием воображения. Когда бывают заняты какой-нибудь мыслью, то с ней связывают всё, что видят во сне.

Вопрос: Воплощённый дух в те мгновения, когда он высвободился из материи и действует как дух, знает ли он о времени своей смерти?

Ответ: Часто он его предчувствует; иногда очень ясно сознаёт его, и именно это в состоянии бдения сообщает ему наитивное знание о нём; некоторые люди иногда предвидят свою смерть с большой точностью.

Вопрос: Два человека, друг с другом знакомых, могут ли они посетить друг друга во время сна?

Ответ: Да, и много других, полагающих, будто они незнакомы, встречаются друг с другом и разговаривают. У тебя могут быть, хотя ты того и не подозреваешь, друзья в другой стране и части света. Тот факт, что во время сна вы встречаетесь с друзьями, родными, знакомыми, людьми, которые могут быть вам полезны или интересны, настолько обыден, что вы занимаетесь этим почти каждую ночь.

Вопрос: Какова может быть полезность этих ночных визитов, если мы о них не помним?

Ответ: По пробуждении о них обычно остаётся интуитивное знание, и зачастую это и является источником некоторых идей, приходящих внезапно и о происхождении, которых вы не задумываетесь, но каковые суть именно те, что были почерпнуты вами в этих ночных беседах.

Вопрос: Почему мы не всегда помним о том, что нам снилось?

Ответ: В том, что ты называешь сном, присутствует лишь то, что есть не более чем отдых тела, ибо дух пребывает в постоянном движении; там он вновь обретает что-то от своей свободы и общается с теми, кто ему дорог либо в этом мире, либо в мирах иных; но так как тело является производным материи тяжелой и грубой, то оно с трудом удерживает впечатления, полученные духом, ибо дух получил их не через органы тела.

Вопрос: Каким могло бы быть положение, в котором человек чувствовал себя вполне свободным?

Ответ: Отшельник в пустыне. Как только два человека оказываются вместе, являются и права, которые надо уважать; следовательно, абсолютной свободы нет.

Вопрос: Духи-покровители, принимающие имена известных нам лиц, всегда ли принадлежат тем лицам, которые носили эти имена?

Ответ: Нет, это бывают духи, им симпатизирующие и являющиеся часто по их просьбе. Вам нужны имена, а потому они принимают на себя такие, которые внушили бы вам доверие. Когда вы не можете исполнить сами какого-нибудь дела, то посылаете за себя другого, который действует от вашего имени.

Вопрос: Один ли дух участвует в произведении таких явлений, как например, буря, или для этого их собирается множество?

Ответ: Бесчисленное множество.

Вопрос: С какой целью Бог обрушивает на человечество бедствия и разрушения?

Ответ: Чтобы побудить его продвигаться быстрее. Не сказали ль мы, что разрушение необходимо для нравственного возрождения духов, кои в каждом новом существовании черпают для себя новую степень совершенства?! Нужно видеть финал, чтобы, исходя из него, судить о достигнутом. Вы же судите о результатах лишь со своей личной точки зрения и называете всё это „бедствиями" из-за ущерба, который оно вам причиняет; но эти сотрясения зачастую совершенно необходимы, чтобы быстрее достичь лучшего порядка вещей, достичь за несколько лет того, на что потребовалось бы несколько веков.