Валерий Петрович Большаков. Закон меча

Дружина, высыпавшая на пристань, и слобожане кричали Вадиму вслед, осыпали бранью. Яркие желтки от раскоканных яиц поползли по мачте и бортам, застучали камни по палубе.

— На весла!

Вадим рулил, Ардагаст с Прогостом гребли, вдвоем толкая тяжелую лодью, уводя ее к Ильмень-озеру. Течение Олкоги здесь почти не ощущалось, потому им и удалась гребля на пару. Разошлись берега, открылся синий простор, и только теперь Вадим оглянулся. Острое сожаление пробрало его. «Господи, — подумал Вадим, — зачем я сотворил сие?!» Но небо молчало.

Другие цитаты по теме

— Что может вас «уколоть»?

— Может быть, предательство... И тоже сложная ситуация, потому что не могу говорить об этом с абсолютной уверенностью. С одной стороны, кажется, что предательство. А с другой, понимаю, что человек свободен. Так почему, собственно говоря, он должен быть обязательно со мной?! Он, допустим, предпочел какого-то другого человека мне. Это предательство? Можно сказать, что ты в этот момент испытываешь ревность. Да, но что такое ревность? Это ощущение того, что тебя предали: ты думала, что рядом с тобой плечо, тыл, а он — ба-бах! — и не тыл вовсе. В эти моменты приходит такое отчаяние! Иногда женщины или мужчины чувствуют внутри себя такую беду, что сильно заболевают, становятся совершенно незащищенными. Мне рассказывали об этом. И все разводы, скандалы, слова о том, что этот человек стал тебе врагом на всю твою жизнь — как это понять? До какой же степени доходит ненависть, как же она ослепляет! В принципе, хотя и есть божьи слова о том, что жена дана на всю твою жизнь, человек всё равно свободен в своих чувствах. И не должен жить все свои дни с другим из-за чувства долга или жалости. Это надо чётко понимать, хотя это очень горько, очень страшно и очень печально. Не всем хватает какого-то высшего чувства, что эта женщина на всю твою жизнь, что она послана тебе Богом. Бывает и так, что она и не божий дар. Не каждому удаётся найти своего человека на всю жизнь, чтобы не устать от него, не скучать рядом с ним. Как говорится, чтобы было «одно дерево — две головы».

Измена… это всего лишь слово. Когда два принца бьются за трон, куда может усесться только один, лорды и простые люди тоже должны выбирать. Когда битва закончится, победители будут объявлены верными и преданными людьми, а проигравшие навечно станут известны, как предатели и мятежники.

У любой, даже самой преданной женщины иногда возникают мысли о новых романтических отношениях на стороне. Знаете, быт, рутина, никаких эмоций, а тут что-то свежее. И кстати, в любой измене виноваты оба. Кто-то умный сказал, что в любви не бывает измен. Бывают изменения.

Послушай, – сказала она, – не думаю, что ты поймешь, но это очень тяжко — любить того, кого любить не следует.

Никто так яростно не убивает, не уничтожает, не затаптывает какую-либо идею, как человек, который некоторое время ей служил, а потом её предал.

Ревнивец страдает из-за преувеличенного чувства собственничества, ему все время мерещится, что кто-то хочет увести у него его возлюбленную; подозрительность, приобретаю­щая характер мании, порождает у него самые невероятные фантазии и может довести его даже до преступления. Я же, напротив, страдал просто оттого, что любил Чечилию (вне всякого сомнения, теперь это уже была любовь), и если я хотел посредством слежки удостовериться в том, что она мне изменяет, то вовсе не для того, чтобы как-то наказать ее и помешать ей изменять мне дальше, а для того, чтобы освободиться от своей любви. Ревнивец, хоть и не отдавая себе в этом отчета, в сущности, стремится закрепить состояние рабства, в котором находится, я же как раз хотел от рабства избавиться и считал, что достигнуть этой цели смогу лишь в том случае, если мне удастся лишить Чечилию ореола независимости и тайны; удостовериться в ее измене мне нужно было для того, чтобы увидеть всю ее пошлость, ничтожество, зауряд­ность.

Раньше я полагал, что деньги могут быть лишь талонами на жизнь, но не на счастье. А в последние годы вижу, как ради денег люди готовы на все. Предают близких, обманывают родных, готовы лгать, убивать, отрекаться, менять веру, предавать даже своего Бога...