Георгий Петрович Щедровицкий

Здесь было сказано очень четко: стратегии это принципы смены технологий. Иначе говоря, нужно обладать богатыми наборами техник, из которых мы выбираем одни или другие в зависимости от условий осуществления наших технологий, и этот выбор представляет собой стратегию, реализующую те или иные наборы принципов. Итак, понятия технологии и стратегии характеризуют два аспекта человеческой жизнедеятельности — естественное и искусственное вместе со связывающими их процессами: оестествления, когда мы переходим от стратегий к технологиям, и артификации, когда мы соотносим технологии с условиями их реализации и организуем их в сложные пластические комплексы.

Другие цитаты по теме

При подготовке к битве планы незаменимы, но, как только битва началась, план становиться совершенно бесполезным.

Стратегия одна и бывает только в главном.

Остальное — тактика.

Безносой плевать на высокотехнологичность! Нашего брата от её убийственной компании всегда спасало только мастерство и решимость. В конечном счёте все эти смертельные игрушки, просто переменные в весьма непростом уравнении. Стратегии и тактика пологающиеся только на супер-оружие очередного поколения, в кризисные моменты, когда всё идёт не по плану, приводят к неминуемой гибели. Оружие — это всего лишь бездумный инструмент. Тактика ведения боя, способ убийства оппонента — всё это решает человек. Боевые школы, следующие этим идеям, выживают среди прочих и делают себе громкое имя.

Связи — это инженерные добавки при сборке распавшегося целого.

Одержать победу, не развязав твердый узел и не схватив предводителя, означает «позволить тигру уйти в горы».

Как захватить предводителя: не обращать внимания на знамена и штандарты, а следить за тем, откуда идут команды, определяющие движения войск.

Давайте действительно вдумаемся: а почему, собственно, теория не может развиваться без истории?

Например, я могу ставить перед собой задачу понять некоторый объект, и как всякий предметник я могу думать, что этот объект противоположен мне и задан уже мне в отработанных средствах, определённых методиках, представлениях, понятиях. Я кладу этот объект или как-то выделяю его каждый раз за счёт определённых процедур и полаганий и начинаю поворачивать его разными сторонами, оперируя и манипулируя с ним, начинаю как-то исследовать его и измерять, что-то выявлять и так далее. И это будет одна установка: установка на исследование объекта, на всё большую и большую детализацию наших представлений об объекте.

И совершенно другая установка: развивать дальше уже существующие представления и понятия. И тот, кто ставит перед собой задачу не исследовать объект, а развивать существующие понятия и представления, действительно должен знать историю. Только тогда для такого исследователя знание истории своей науки и своего предмета, основных линий и тенденций его развития становится необходимым условием его исследований. Но такой исследователь не исследует объект, а разворачивает представления и понятия.

Самое трудное – возможно, лучше подготовить победу; это – незаметная заслуга стратегии, за которую она редко получает похвалу.

Самое лучшее оружие – огнестрельное, затем идут ножи, и на третьем месте стоит рубящее. Тупые инструменты находятся в самом конце списка. Они замедляют скорость, а в случае промаха неконтролируемая инерция становится дополнительным неблагоприятным фактором.

Нельзя каждый раз на это попадаться. Видишь, он знает тему и подставляет тебя. Он готов показаться дураком кратковременно и выиграть по-крупному, не забывай об этом!

— ... Твоя стратегия оказалась крайне эффективной.

— Такой же стратегией я пользуюсь с первого дня.

Стараться не умереть.