Тумас Транстрёмер

Другие цитаты по теме

Я сознательно нацелил на тебя все стрелы своего желания и все свое стремление к познанию, все то, что вибрировало тысячелетиями и теперь смутно шевелится во мне; я сосредоточил всю свою жизнь на тебе, я персонифицировал в тебе весь мир.

Мир сознания гораздо ближе к нам, чем мир материи. Поэтому великие мудрецы, чьё сознание находится на высокой ступени эволюции, обращаются ко всем предметам окружающего мира как к личностям. В древних священных трактатах эти святые всегда описаны в окружении личностей. В любом предмете этого мира они видят личность, находящуюся внутри материальной оболочки.

Порой мир такой красивый: смех друга, новорожденный, хватающий тебя за палец. Но жизнь хрупка: моргнёшь — и её нет. Так просто. Перед лицом ужаса наше сознание превращает травму в историю, чтобы она имела смысл — даже если его нет. Почему сознание говорило тебе, что мир — зло? Потому что оно означает, что твой страх — прав. Зло означает, что ты можешь просто сдаться. Но, поверь, у всех нас есть способность быть героями. Неважно, насколько злым может оказаться мир — это сложнее. Потому что, когда происходит нечто ужасное, мы может выбрать — подняться; можем выбрать — помочь. Именно этим каждый день занимаются люди вокруг нас. Мир мрачен? Конечно. Но в нём есть и свет. Много света. Но ты должен открыть глаза и посмотреть, чтобы его увидеть.

Сознание — вообще забавная штука, оно в состоянии выдать только то, что считает возможным. Мироздание же делает всё, что хочет и с кем хочет.

Имея в уме нечто неподвижное, всегдашнее, сильное, которым страшно занят, — как бы удаляешься тем самым от всего мира в пустыню, и все, что случается, проходит лишь вскользь, мимо главного.

Неразумная душа некогда заперла себя в оболочку из плоти и крови и теперь вынуждена рождаться и умирать в иллюзорном мире. Но мы лишь воображаем, что рождаемся и умираем. На самом деле, это иллюзия. Чем Беркли хуже Дарвина? Не ум в мире, а мир в уме. Всё основано на сознании. Если нет идеи предмета, а идея – это атрибут сознания, то нет и предмета. В конце концов, все несчастья существуют лишь в уме.

Материя в целом – ложная реальность. Это то, что мы видим, находясь в иллюзии. Из-за этой иллюзии мы пребываем в материальном мире. Например, душевнобольной, даже находясь среди друзей, пребывает в состоянии страха и растерянности. Безумец боится даже тех, кто искренне желает ему помочь. Но если он вернётся в нормальное сознание, то поймет, что вокруг друзья, просто раньше он этого не замечал. Всё, что от нас требуется, – это увидеть мир как он есть, для этого надо избавиться от иллюзии, излечиться от болезни.

Представь фокусника, который, сидя перед лампой, складывает пальцы в сложные фигуры, так, что на стене появляются тени зверей, птиц, чертей и красавиц. А после этого он до смерти пугается этих чертей, влюбляется в красавиц и убегает от тигров, забывая, что это просто тени от его пальцев. Можно было бы назвать его безумцем, не будь сам этот фокусник попросту тенью от знаков «фокус» и «человек». Весь мир вокруг — такой театр теней; пальцы фокусника — это слова, а лампа — это ум. В реальности же нет не только предметов, на которые намекают тени, но даже и самих теней — есть только свет, которого в одних местах больше, а в других меньше. Так на что надеяться? И чего бояться? Однако, говоря об этом, я не беру лампу истины в руки, а просто гну перед ней пальцы слов, создавая новые и новые тени. Поэтому лучше вообще не открывать рта.

Человеческое сознание стимулируется внешним миром и полно шумов. Объединить только рассудок одним усилием воли почти невозможно. Пока нет вспышки чувств, пока главенствует разум, мы не можем проникнуть мир фантазий. Мне было жаль Алису, но чувство ребенка, державшего меня за руку... Потерпевший эксперимент, один за другим, без единого упрёка. Почему я о них не догадался?!... Я хотел вознаградить её за жертву...