Ярослав Гашек. Взаимоотношения родителей и детей

Другие цитаты по теме

До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки... А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.

Знаешь что, Пати, однажды средняя школа окончится и превратится в старшую школу, а после этого начнется просто жизнь и все эти вещи, которые ты считаешь важными сейчас перестанут быть важными.

Если дочь придет к вам жаловаться на зятя, не слушайте ее. Пусть возвращается домой и мирится с супругом. Если то же сделает сын, разверните его в сторону жены. Вы можете помочь им, в основном, молитвой.

Я не знаю, молились ли вы за своих детей, когда они лежали в колыбели, когда они пошли в школу, когда начали взрослеть. Я не знаю, чего вы просили у Бога для них, когда молились. Если молились, то, конечно, просили здоровья. А вот просили ли терпения, целомудрия, трудолюбия, крепкой веры в Господа, я не знаю. Но как бы то ни было, молитесь сейчас. Просите для них у Бога верности, терпения в невзгодах, конечно, здоровья, которое так хрупко и так желательно.

Вы знаете больше. Но знания эти накопились у вас не за один год. Не думайте, что можно быстро всему научить. Не раздражайтесь, если не все ваши советы принимаются сразу, не все ваши уроки легко усваиваются. Любовь тем и хороша, что умеет не исчезать и даже не уменьшаться, видя несовершенства в том, кого любит.

— Есть целый ряд тем, на которые я не могу с ним говорить.

— Это какие?

— Это любые.

Быть самым маленьким в классе — это значит: вытирать доску, приносить мел, убирать маты в спортивном зале, складывать баскетбольные мячи в ряд на слишком высокую полку и, что всего хуже, на классных фотографиях сидеть одному в первом ряду по-турецки. Нет пределов унижению, когда учишься в школе.

— ... Вероятней всего, твой отец был убит на алжирской войне, а это очень благородно и прекрасно. Он — герой борьбы за независимость.

— Мосье Хамиль, я предпочел бы иметь отца, а не героя за независимость.

— Давай начнём с элементарной проверки знаний. Первая написанная книга в Корее?

— «Учебник корейского-подлинник»!

— Смерти хочешь?

— «История трёх китайских королевств»! Или четырёх королевств? «История пяти китайских королевств»!

— Ты хотя бы знаешь таблицу умножения?

— Я не настолько тупая!

— 6 х 8?

— 48? 38? 28? 18? Что-то там 8, так?

— Химическая формула пропана?

— Формулы — это моё слабое место.

— Назови мне хоть какую-нибудь формулу, которую ты знаешь.

— [поет] При расставании всегда идёт дождь... Мы что, живём в тропиках?

— Ты правда хочешь умереть?

— Это же песня «Формула расставания».

— What can I do for you?

— Yes!

— Ты — потерянный случай!

— Why?

— Ты тупая?

— Of course!

— По крайней мере ты знаешь хотя бы это.

Мужчина сечет косой и рубит секирой, говорил отец. Мужчина налегает на весла и вяжет тугие узлы. А главное — мужчина носит щит. Мужчина держит строй. Мужчина встает бок о бок со своим соплечником. Разве мужчина тот, кто ни на что из этого не способен?

Я не просил себе полруки, сказал тогда Ярви, как обычно стоя на полосе выжженной земли в битве между стыдом и яростью.

А я не просил себе полсына.

Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром.