Элиас Канетти

Другие цитаты по теме

По мнению А. Кожева, регулятивная идея права – справедливость – возникает равноизначально борьбе раба и господина. В «Очерке феноменологии права» (1943) сцена первичной борьбы в тот момент, когда эта борьба становится по-настоящему антропогенной, характеризуется как лишенная «несправедливости» и вместе с тем как несущая возможность «справедливости». Кожев утверждает, что исходное равенство согласия пойти на риск во взаимодействии, не будучи пока еще справедливостью, выявляет, тем не менее, «элемент справедливости» в межчеловеческих отношениях.

— Есть ли теперь смысл в твоей хвалёной справедливости?! Ты наконец понял?.. Не познав ада, нечего стоит из себя добрячка! Настоящий ты не такой чудесный! Надменный, заносчивый, неспособный ни на что в критической ситуации. Это и есть твоя истинная сущность! Поэтому убей его! Убей их всех!

— Если... если я сделаю это... Кай возненавидит меня. Только его... я ни за что не предам!

— Как ты не можешь понять?! Они издевались над тобой, мучили! Это всего лишь пара жалких людишей! В чем же здесь предательство?!

— Ради меня... Кай рисковал своей единственной жизнью! Ради такого как я... Я бы так не смог. Поэтому... Если я не поставлю на кон, все что имею... это будет нечестно по отношению к Каю!

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не может быть справедливости там, где есть закон, провозглашающий полную свободу.

Справедливость принимает разные обличия, Крис, — бывает людская, божья и даже дьявольская.

... юриспруденция любой страны показывает, что закон, едва он становится наукой и системой, перестает быть правосудием. Нетрудно убедиться в ошибках, к которым слепая преданность принципу классификации приводила обычное право, проследив, как часто законодательным органам приходилось вмешиваться и восстанавливать справедливость, которую оно успевало утратить.

Оленя, что несётся как стрела,

Пускай догонит неуклюжий пёс,

Подбей прямых на подлые дела,

А скорбных смехом взвесели до слез...

Напрасный труд — не приручить орла,

Так и любовь — подвластна тем она,

Кто сердцем чист и чья душа ясна.

Начав о справедливости главу,

Раскрою слова смысл по существу.

Его значенье тюркское узнай,

Им все дела счастливо осеняй.

Быть справедливым — правдой дорожить,

Правдивым быть — в чести, в богатстве жить.

Кто жаждет полного богатства, тот

Рубеж правдивости да не пройдет.

Кто в жизни возлюбил почета путь,

Равно со всеми справедливым будь.

Любовь страны — всем справедливым щит,

Бог щедро правдолюбов наградит.

Знай, что язык людскому роду дан,

Как чудо из чудес, как талисман.

Мысль в голове мелькнет, но в тот же миг

Она из головы летит в язык.

Кто справедлив и чей язык правдив,

Тот ни на глаз, ни на руку не крив.

А если крив язык, то весь, как есть,

Ты крив — и утерял людскую честь.

Язык людской! Будь в силе и в красе, -

Будь прям и прав, — исправимся мы все!

А если крив останешься, — как нам

Исправиться, адамовым сынам?!

Что в голове — все то у языка,

Все, все людьми взято у языка.

Не лживым словом будем спасены,

Правдивым словом будем спасены!

Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.