Иван Сергеевич Тургенев. Гамлет и Дон-Кихот

Все люди живут — сознательно или бессознательно — и силу своего принципа, своего идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой, красотою, добром. Многие получают свой идеал уже совершенно готовым, в определенных, исторически сложившихся формах; они живут, соображая жизнь свою с этим идеалом, иногда отступая от него под влиянием страстен или случайностей, — но они не рассуждают о нем, не сомневаются в нем; другие, напротив, подвергают его анализу собственной мысли. Как бы то ни было, мы, кажется, не слишком ошибемся, если скажем, что для всех людей этот идеал, эта основа и цель их существования находится либо вне их, либо в них самих: другими словами, для каждого из нас либо собственное я становится на первом месте, либо нечто другое, признанное им за высшее. Нам могут возразить, что действительность не допускает таких резких разграничении, что в одном и том же живом существе оба воззрения могут чередоваться, даже сливаться до некоторой степени; но мы и не думали утверждать невозможное! Мы хотели только указать на два различных отношения человека к своему идеалу.

0.00

Другие цитаты по теме

Человек, который расстаётся с женщиной, некогда любимой, в тот горький час и великий миг, когда он невольно сознает, что его сердце не вполне проникнуто ею, этот человек, поверьте мне, лучше и глубже понимает святость любви, чем те малодушные люди, которые от скуки, от слабости продолжают играть на полупорванных струнах своих вялых и чувствительных сердец.

Наверное, оно так не случайно задумано уважаемым мирозданием, чтобы все идеальные вещи и качества в этом мире встречались исключительно отлитыми в бронзе, высеченными в граните и мраморе. Иридий с платиной тоже пойдут. С гармоничным сочетанием человеческих качеств и добродетелей дела обстоят не менее кудряво: то интеллекта недовес, то доброту зажали, то с хитрым устройством афедрона (проще говоря, с хитрожопостью) переборщили, то мудрости... впрочем, когда и кому ее вдоволь выдавали? И ещё чувство меры. Оно вообще у человечества в хроническом дефиците. Именно поэтому принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» может быть воплощен на практике только в пределах кладбища, а такая простая и понятная вещь, как десять заповедей, требует кучи комментариев, вроде уголовно-процессуального и административного кодексов.

Характер людской разве меняется? Каким в колыбельку, таким и в могилку.

Кто будет слушать юнца, который говорит о нелепых идеалах и грёзах?

Идеал — человек, который всю жизнь вечером живет радостным ожиданием завтрашнего дня, а утром каждого следующего дня встает с твердым осознанием того, что этот день наступил.

Вы знаете, у меня есть двоюродный брат, его зовут Ральф. Он всегда делал все лучше, чем кто бы то ни было. Думал лучше. Говорил лучше. Учился лучше. Что ни возьми — Ральф всё делал лучше других. Ральф всегда был самым лучшим. Я навсегда запомню его... Он был таким идеальным, что я иногда хотел просто убить его.

Идеальных людей не бывает. Идеальны только покойники, и то только в первые десять минут поминок, когда все гости ещё относительно трезвы и помнят, что о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Среди живых идеальных людей не бывает. Да, конечно, стремиться к идеалу можно и нужно. Особенно можно и нужно об этом говорить. Это ж так здорово — быть идеальным, хотя бы на словах. На деле же идеальных людей не бывает. Мы все живем в мире неидеальных людей, и сами тоже не идеальны. Хотим мы или не хотим, но и нам приходится врать, изворачиваться, нарушать свои обещания и совершать некрасивые поступки. Нас предают — и мы предаем, у нас воруют — и мы воруем… Ведь, в конце концов, занимать чужое время своей персоной — это тоже воровство...

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.