У одного отшельника спросили:
— Почему ты не порицаешь в людях их недостатки?
— Потому, что я сам не лишен их, — ответил он.
У одного отшельника спросили:
— Почему ты не порицаешь в людях их недостатки?
— Потому, что я сам не лишен их, — ответил он.
У одного спросили:
— Чему можно уподобить сей мир?
Он ответил:
— Сей мир презреннее всего, с чем можно было бы его сравнить, ибо все, что находится вне земного мира, превосходит его.
Один человек наказал своему сыну:
— Раздели свое время на три части. Одну часть посвяти молитве, другую — торговле, третью — отдыху. Отдыхая, ухаживай за своим телом. Если же будешь пренебрегать отдыхом — не сможешь выполнить остальные две обязанности.
Царю Хосрову был задан вопрос:
— Кому из людей ты пожелал бы в первую очередь поумнеть?
Он ответил:
— Моим врагам. Замечено, что умные, замыслив злое, очень редко выступают в поход. Глупых же ничто не останавливает от безрассудных поступков.
Один отшельник сказал:
— Если ты хочешь убедиться в ничтожности всех мирских приобретений, посмотри, у кого они водятся.
Он имел в виду людей ничтожных, ибо люди возвышенные и добродетельные лишены их.
Один врач говаривал:
— Люди, которые ни разу не болели, подвергаются особой опасности, если заболевают.
Один мудрец сказал:
— Величайшее наказание ада заключается в том, что его обитатели знают, что их страдания будут длиться вечно. Точно так же величайшее благо рая заключается в том, что его обитатели знают, что их блаженство будет длиться вечно.
Бузурджмихра спросили:
— Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?
Он ответил:
— Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести.
Когда скончался царь Кейкобад, один из его мудрецов сказал:
— Вчера он много говорил, но сегодня увещевает гораздо сильнее, хотя и не говорит вовсе.
Когда Бузурджмихр был заключен в тюрьму, его друзья обратились к нему с вопросом:
— Чем ты утешаешься в своем несчастье?
Он ответил:
— Четыре изречения повторяю я сейчас. Во-первых, говорю я себе, все предопределено судьбою, и случившегося невозможно было избежать. Во-вторых, говорю я себе, если эти страдания и выше моих сил, мне остается только одно — терпеть. В-третьих, говорю я себе, можно было бы попасть в еще более страшную беду. И в-четвертых, говорю я себе, возможно, избавление уже близко, а я об этом еще не знаю.
Умирая, один скупец наказал своему сыну:
— Я хотел бы, чтобы в обращении с людьми ты уподобился хорошему шахматисту. Настоящий игрок всеми способами старается уберечь свое и захватить чужое.