Один отшельник сказал:
— Если ты хочешь убедиться в ничтожности всех мирских приобретений, посмотри, у кого они водятся.
Он имел в виду людей ничтожных, ибо люди возвышенные и добродетельные лишены их.
Один отшельник сказал:
— Если ты хочешь убедиться в ничтожности всех мирских приобретений, посмотри, у кого они водятся.
Он имел в виду людей ничтожных, ибо люди возвышенные и добродетельные лишены их.
Удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.
Один мудрец сказал:
— Всякого, кто говорит, что он презирает богатство, я считаю лгуном, пока он не представит мне убедительных доказательств своей правоты. Когда же я удостоверюсь в истинности его слов, тогда я с уверенностью скажу, что он дурак.
Диогена спросили об одном богатом человеке, богат ли он.
— Не знаю, — ответил Диоген. — Мне известно лишь, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, — ответил Диоген. — По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.
У одного спросили:
— Чему можно уподобить сей мир?
Он ответил:
— Сей мир презреннее всего, с чем можно было бы его сравнить, ибо все, что находится вне земного мира, превосходит его.
Бузурджмихру же спросили:
— Каким неоценимым богатством люди пренебрегают?
Он ответил:
— Скромностью.
Один отшельник сказал:
— Какое может быть сравнение между теми, от которых сей мир убегает и кому его вожделенные блага не даются в руки, хотя эти люди из кожи лезут вон, чтобы овладеть ими, — и теми, кто пребывает в вечном блаженстве, хотя они убегают от мира сего?!
У одного аскета спросили:
— Что такое земная жизнь?
Он ответил:
— Посмешище для того, кто ее испытал.
У одного философа была дочь. За нее сватались двое — бедный и богатый. Философ выдал дочь замуж за бедняка. Когда его спросили, почему он так поступил, философ ответил:
— Богатый жених — глуп, и я опасаюсь, что он вскоре обеднеет. Бедный жених — умен, и я надеюсь, что со временем он разбогатеет.
Некто, собиравший навоз, сказал:
— Поистине справедливо изречение Давида: «Человек в чести, если он неразумен, подобен скоту, которого ведут на заклание».*
Услышав это, один из богачей и говорит:
— Где же твоя честь и где твой разум, что тебя нельзя уподобить скоту? Ведь ты похож на него: все дни своей жизни проводишь среди овечьего помета.
На это он ему ответил:
— Моя честь заключается в том, что я кормлюсь трудом рук своих и к милости таких, как ты, не прибегаю.
Мудрец сказал:
— Не презирай человека, если его внешность неприглядна и он ходит в скромных, черных одеяниях. Возможно, в нем заключены, сокрытые от глаз твоих, такие достоинства, о которых ты и не подозреваешь.