Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей). Книга занимательных историй

Диогена спросили об одном богатом человеке, богат ли он.

— Не знаю, — ответил Диоген. — Мне известно лишь, что у него много денег.

— Значит, он богат!

— Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, — ответил Диоген. — По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

0.00

Другие цитаты по теме

Один скупец обронил зузу. Тотчас подняв ее, он поцеловал монетку, погладил ее и обратился к ней с такими словами:

— Ты мне и отец, и мать, и брат, и друг! По скольким городам ты блуждала, сколько морей ты переплыла! Скольких богачей ты превратила в бедняков, и скольких бедняков ты превратила в богачей! Скольких девушек ты лишила девственности, скольких красавиц ты развратила!

Бросив монетку в карман, он добавил:

— Иди сейчас в такое место, откуда ты уже никуда не уйдешь! Больше ты не будешь нарушать покой людей.

У одного философа была дочь. За нее сватались двое — бедный и богатый. Философ выдал дочь замуж за бедняка. Когда его спросили, почему он так поступил, философ ответил:

— Богатый жених — глуп, и я опасаюсь, что он вскоре обеднеет. Бедный жених — умен, и я надеюсь, что со временем он разбогатеет.

Один мудрец сказал:

— Всякого, кто говорит, что он презирает богатство, я считаю лгуном, пока он не представит мне убедительных доказательств своей правоты. Когда же я удостоверюсь в истинности его слов, тогда я с уверенностью скажу, что он дурак.

Удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

Один отшельник сказал:

— Если ты хочешь убедиться в ничтожности всех мирских приобретений, посмотри, у кого они водятся.

Он имел в виду людей ничтожных, ибо люди возвышенные и добродетельные лишены их.

Некто нашел на рынке зузу. Подняв ее и положив в карман, этот человек обратился к зузе с такой речью:

— Тебе придется сейчас отдохнуть от всяких забот. Знаешь ли ты, что из-за тебя сражались воины на полях битвы, из-за тебя торговцы пускались в далекий путь, из-за тебя дочери свободных людей становились распутницами?

К торговцу подошел человек и попросил у него денег взаймы под залог. Тот ему ответил:

— Залога я не возьму, а деньги тебе дам.

И он приказал слуге принести кошелек с зузами, весы и зеркало. Затем он отвесил ему столько денег, сколько у него попросили*.

Когда человек получал деньги, заимодавец сунул ему в руки зеркало и сказал:

— Взгляни на свое отражение в зеркале. Посмотри, как сияет твое лицо в ту минуту, когда ты получаешь деньги. Пусть же твое лицо будет таким и в день, когда ты вернешь долг, — ликующим, а не унылым.

Бузурджмихру же спросили:

— Каким неоценимым богатством люди пренебрегают?

Он ответил:

— Скромностью.

Платон говаривал:

— Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы; он всегда отвечает невпопад.

Один врач находился у царя, когда к тому вошел придворный, у которого недавно родился сын.

И спросил царь у вошедшего:

— Как поживает твой ребенок? И сколько ему времени?

Ответил придворный:

— Он чувствует себя хорошо. Ему уже семь дней.

Спросил его врач:

— Он умный ребенок?

Ответил придворный:

— Ты разве не слышал, что я сказал царю? Ему ведь только семь дней. Почему же ты спрашиваешь меня о его уме?

Сказал ему врач:

— Если новорожденный обладает ясным взглядом и мало плачет — это признаки ума.