— Какого дурака можно считать неисправимым? — спросили одного философа.
— Такого, который дважды спотыкается на одном и том же месте, — ответил он.
— Какого дурака можно считать неисправимым? — спросили одного философа.
— Такого, который дважды спотыкается на одном и том же месте, — ответил он.
Одна женщина сказала Сократу:
— О, как уродливо лицо твое, Сократ!
На это он ей ответил:
— Твои слова огорчили бы меня, если бы ты отражала все предметы, как чистое зеркало. Но ты безобразна, а кривое зеркало все искажает.
Рассказывают, что во времена Хосрова один человек расхаживал по улицам и выкрикивал:
— Кто хочет купить три изречения за тысячу динаров? Подходите, покупайте!
Когда царь это услышал, он подозвал человека и спросил:
— Что это за изречения?
— Положи динары, и тогда ты их услышишь, — ответил мудрец.
Когда динары были приготовлены, он сказал:
— Первое мое изречение гласит: «Нет в твоем царстве ни одного по-настоящему порядочного человека».
Второе мое изречение гласит: «Хотя все люди таковы, невозможно избегать их и без них обходиться».
Третье изречение вытекает из предыдущих: «Царь должен знать меру зла, заключающуюся в людях, дабы в большей или меньшей степени избегать их».
Понравились эти изречения царю. Он похвалил мудреца и велел выдать ему приготовленные динары, но тот от денег отказался.
— Почему же ты так настойчиво спрашивал их и даже захотел, чтобы их заранее приготовили? — удивился царь.
— А я задумал проверить, найдется ли в наше время хоть один человек, который готов расплачиваться золотом за мудрость, — ответил философ.
— Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! — упрекали одного философа.
— Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, — ответил философ.
Один врач сказал:
— Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло перевариться.
Некто сказал:
— Высшая степень риторического искусства заключается в том, чтобы уметь выдавать истину за ложь, а ложь — за истину и заставлять людей делать то, чего они не хотят делать, и не делать того, к чему они стремятся. При этом надо так убедить их, чтобы они действовали с охотой, без всякого принуждения.
У одного лекаря спросили:
— Почему при приеме слабительного в животе как будто начинается столпотворение?
Он ответил:
— Вспомни: когда подметают комнату, в ней поднимается густая пыль.
Одному ткачу так повезло, что он стал правителем. Однажды к нему обратился его придворный музыкант:
— Дай мне красивую головную повязку, чтоб я мог принарядиться в праздник.
Правитель ему ответил:
— Принеси мне шерсть, и через три дня ты получишь новую головную повязку.
Некто обратился к Сократу:
— Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
— Смотри не уподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, устремляются к неводу, — ответил Сократ.
Отец Иаков говаривал:
— Если человек поучает своего ближнего без всякой просьбы с его стороны, это равносильно тому, что он обличает его в невежестве.
Один аскет сказал:
— Не достоин особой похвалы тот, кто отрицает сей мир. Ибо если человек в течение своей короткой жизни не согласится добровольно отречься от него, впоследствии он придет к этому, независимо от своей воли.