Александр Исаевич Солженицын. В круге первом

Но оказалось, что и читать — это тоже умение, это не просто бегать глазами по строчкам. Иннокентий открыл, что он — дикарь, выросший в пещерах обществоведения, в шкурах классовой борьбы. Всем своим образованием он приучен был одним книгам верить, не проверяя, другие отвергать, не читая.

0.00

Другие цитаты по теме

Известный нам способ чтения — это быстрое извлечение фактов и смыслов, для этого учатся выхватывать их, сортировать и складировать, но от этого сильно не поумнеешь. Серьезные изменения в сознании происходят, когда читаешь слово за словом, не теряя внимания и следуя за поворотами мысли, поддерживая в себе ритм и дыхание автора. В какой-то момент может произойти синхронизация с сознанием того, кто этот текст писал. Именно

это оказывает сильнейшее влияние на наш ум и его совершенствование.

Если вы читаете только те книги, которые читают все остальные, вы можете думать только о том, о чем думают все остальные.

А кто изгнал рыцарей из жизни? Любители денег и торговли! Любители вакхических пиров! А кого не хватает нашему веку? Членов партий? Нет, уважаемый, — не хватает рыцарей!! При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!

Если коллектив не открывал руководству нарушителей закона из своей среды, если коллектив отмалчивался на собраниях — такой коллектив Степанов с полным основанием считал нездоровым. Если же коллектив всем скопом набрасывался на одного своего члена и именно на того, на кого указывал партком, — такой коллектив по понятиям людей и выше Степанова был здоровый.

Следи за тем, чтобы чтение многих писателей и всякого рода книг не произвело смутности и неопределенности в уме. Следует питать свой ум только писателями несомненного достоинства. Излишнее чтение развлекает ум, отучает его от самостоятельной работы. Поэтому читай только книги старые, несомненно хорошие. Если когда-нибудь является желание перейти на время к другого рода сочинениям, не забывай никогда возвращаться к прежним.

Вообще, поймите и передайте там, кому надо выше, что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё – уже не подвластен вам, он снова свободен.

У каждого человека есть своя особая пора жизни, в которую он себя полнее всего проявил, глубже всего чувствовал и сказался весь себе и другим. И что бы потом ни случалось с человеком даже внешне значительного, все это чаще — только спад или инерция того толчка: мы вспоминаем, упиваемся, на много ладов переигрываем то, что единожды прозвучало в нас. Такой порой у иных бывает даже детство — и тогда люди на всю жизнь остаются детьми. У других — первая любовь, и именно эти люди распространили миф, что любовь дается только раз.

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.

Главное, чему учит нас чтение книг, — что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения.