Сергей Москалев

Без расстановки приоритетов все кажется одинаково значимым. В результате внутри человека образуется некая однородная масса, как будто миксером

смешали хорошее и плохое, умное и глупое. Без внутренней структуры существовать можно, но вот действовать, увы, затруднительно.

Однажды в Бомбее нам посчастливилось побывать в гостях у замечательного мастера адвайты — Рамеша Балсекара.

Во время лекции он привел замечательный пример сложности и удивительности мироздания: «Представьте, вы идете по улице и вдруг встречаетесь взглядом с человеком, идущим вам навстречу. Вы его не знаете, он вас не знает, и, возможно, вы больше никогда не встретитесь. Представьте, сколько миллиардов событий должно было произойти со дня творения, чтобы эта мимолетна встреча состоялась! Как мы можем просчитать эту бескрайность?» Если видеть такое, понимать и признавать, всегда найдется внутри радостное восхищение и тихое смирение одновременно.

Известный нам способ чтения — это быстрое извлечение фактов и смыслов, для этого учатся выхватывать их, сортировать и складировать, но от этого сильно не поумнеешь. Серьезные изменения в сознании происходят, когда читаешь слово за словом, не теряя внимания и следуя за поворотами мысли, поддерживая в себе ритм и дыхание автора. В какой-то момент может произойти синхронизация с сознанием того, кто этот текст писал. Именно

это оказывает сильнейшее влияние на наш ум и его совершенствование.

Жизнь — сложный динамический, то есть постоянно меняющийся процесс в подвижных обстоятельствах. Ошибка большинства людей — в том, что они хотят «отмучиться», сделать что-то раз и навсегда. Так не бывает. А раз нет настроя на длительное усилие, человек постепенно отчаивается — из-за того, что у него не хватает ресурсов на решение задач, поставленных жизнью.

Медовый месяц — понятие, приложимое ко всему, не только к отношениям молодоженов. Это состояние новизны, когда еще не накопились усталость и напряжение. Есть люди, которые не умеют перерабатывать и утилизировать отходы, появляющиеся в результате собственной деятельности. Они поэтому вынуждены по многу раз жениться, менять работу и место жительства.

Однажды наступает момент, когда нужно начать практиковать то, что мы любим друг другу цитировать.

Однажды услышал в разговоре: «Шесть лет на Алтае в уединении кундалини поднимал!» Что-то, конечно, поднял, но при этом потерял связь с обществом, работу, родителей, жену и детей. А ведь кундалини — это энергия, содержащаяся не только в одном человеке, но во всех живых существах.

Если уж поднимать, то и в окружающих заодно.

Быть хранителем и носителем.

Каждому человеку в жизни дается нечто на хранение — от вещей высоких до самых обыденных. Пока человек хранит это и делится с другими, его жизнь на земле имеет серьезное основание. Это может быть рецепт соуса, записанный в самаркандской чайхоне, простой комплекс утренней зарядки, показанный в пионерском лагере. «Всю жизнь рассказывала людям, как вылечить пробку в ухе». Каждого человека Бог к чему-то приставил. Однажды мы начинаем считать это дело несущественным и теряем связанность с удивительным миром вокруг нас. Происходящее с нами нужно хранить. Это не наше, это Бог дает. Если мы небрежны, давать перестают, потому что канал перестал работать. Если умеешь хранить любовь, ее тебе посылают. Так со всем. С идеями, состояниями. Нужно быть надежным.

Планировать и не делать — попасть в состояние, когда трудно что-либо делать; такое состояние возникает, когда нет внутреннего видения, уверенности и цели, тело и эмоции оказываются в нерабочем состоянии — через сомнения и колебания. Похоже, дело в нехватке воли: если не собрано достаточно сил, чтобы перепрыгнуть лужу, лучше не прыгать.

Постепенно механизм «планировать и не делать» закрепляется как привычка, а состояние это пролезает во все сферы жизни — от здоровья до социальных взаимодействий, и потому умение работать с ним может оказать заметное влияние на жизнь.

Человек, который вмешивается в «шахматную» партию, происходящую между двумя людьми, давая советы и оценивая ходы то одного, то другого игрока, при этом играть не умеющий — равно как ни на что не влияющий. Последствия такого участия обычно разрушительны и переводят ситуацию из сферы умственной и практической в эмоциональную.