Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.
Если вы читаете только те книги, которые читают все остальные, вы можете думать только о том, о чем думают все остальные.
Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.
Если вы читаете только те книги, которые читают все остальные, вы можете думать только о том, о чем думают все остальные.
Известный нам способ чтения — это быстрое извлечение фактов и смыслов, для этого учатся выхватывать их, сортировать и складировать, но от этого сильно не поумнеешь. Серьезные изменения в сознании происходят, когда читаешь слово за словом, не теряя внимания и следуя за поворотами мысли, поддерживая в себе ритм и дыхание автора. В какой-то момент может произойти синхронизация с сознанием того, кто этот текст писал. Именно
это оказывает сильнейшее влияние на наш ум и его совершенствование.
Следи за тем, чтобы чтение многих писателей и всякого рода книг не произвело смутности и неопределенности в уме. Следует питать свой ум только писателями несомненного достоинства. Излишнее чтение развлекает ум, отучает его от самостоятельной работы. Поэтому читай только книги старые, несомненно хорошие. Если когда-нибудь является желание перейти на время к другого рода сочинениям, не забывай никогда возвращаться к прежним.
Главное, чему учит нас чтение книг, — что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения.
Исследование себя — это самое полезное из всех прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, всё прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются — что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого.
Чтение — не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать — самому, без учителей, без родителей. Чтение — это вообще личное дело, потому что в нём мы ищем и в значительной мере отражаем себя.
Но оказалось, что и читать — это тоже умение, это не просто бегать глазами по строчкам. Иннокентий открыл, что он — дикарь, выросший в пещерах обществоведения, в шкурах классовой борьбы. Всем своим образованием он приучен был одним книгам верить, не проверяя, другие отвергать, не читая.