Анна Андреевна Ахматова

Другие цитаты по теме

Я всем прощение дарую

И в Воскресение Христа

Меня предавших в лоб целую,

А не предавшего — в уста.

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости.

Он обижает только намеренно.

– Ты не тот человек, который простит измену…

– «Простит»?! – переспросила готесса, откинула голову назад и с минуту громко и выразительно хохотала. – Конечно, прощу, родная! Вот как только надгробие установлю над его могилой – так сразу и прощу. Но это не ревность. Это злопамятство, гнев, месть, подверженность сиюминутным порывам, состояние аффекта… и да – это мне свойственно. Но ревновать без повода просто глупо. Пойми: отношения зиждутся на доверии. И уже потом – на любви. Если доверие пропало, считай, что отношения тоже сошли на нет. Ты ведь никогда не сможешь полностью контролировать другого человека. Но если он любит тебя – это и не потребуется. А если нет – это все равно не поможет.

Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем сердце кого надо простить.

Истинное прощение подразумевает полный отказ от сознания жертвы.

Солгал или нет, не известно

Но с жалостью в споре

Только множишь вину в миражах воспалённой души

И она умоляет тебя

Прозорливость цветов попирая

Может ты проиграл в этот раз

И не можешь забыть про обиду

Что всегда при тебе.

Смута тьмы... Только в замятии снежной

Этот голос: «Никогда не прощу!» ... и вереск...

Просто скажу: «Я совсем не сержусь, ты что. Человек может совершать сколько угодно ошибок, они не отменяют всего остального. Не обесценивают. Не перечеркивают. И вообще ничего не значат. Человек изначально придуман нелепым и несовершенным, следовательно, когда делает глупости, обманывает и даже предает, он поступает в соответствии со своим предназначением, то есть абсолютно правильно, нечем нам друг друга попрекать. Скажу: единственная настоящая измена — это смерть, но я не сержусь даже за это. Потому что любил тебя восемнадцать долгих лет, каждый день просыпался рядом с тобой счастливым, и вот это — точно неотменяемо. В отличие от всего остального на свете».

Простить обиду – значит погасить в себе ее злотворящую силу и не впустить в себя поток ненависти и зла, но это совсем не значит победить силу злобы и зла в обидчике. После прощения остается открытым и неразрешенным вопрос: что же делать с обидевшим, не как с человеком, который меня обидел и которому за это «причитается» от меня месть или «возмездие», а как с нераскаявшимся и неисправляющимся насильником? Ибо бытие злодея есть проблема совсем не для одного пострадавшего и совсем не лишь в ту меру, в какую ему не удалось простить; это – проблема для всех, значит, и для пострадавшего, но не как для пострадавшего и непростившего, а как для члена того общественного единения, которое призвано к общественному взаимовоспитанию и к организованной борьбе со злом.

Простим друг другу все обиды, перекрестимся — начнем жизнь с чистого ума!