плохое

Папа говорит, что ночью не бывает ничего хорошего.

Беда, товарищи, у нас с ощущением себя. Может не у всех, но у многих. И в Церкви особенно. Вот, недавно посоветовал на лекции девушкам выписать на листок все свои положительные качества и потом на это все посмотреть. Пишет потом одна в Директ: «Отец Андроник, я не могу. Меня приучили, что думать о себе хорошо нельзя». Ну и всё. Занавес.

Я стою на исповеди и понимаю, что подобная проблема если не у всех, то через одного. Потому что начитались умных книжек с незрелым сознанием и наслушались «правильных» советов. И приходят потом такие на исповедь, кто прямо говорит «я плохая/плохой», а у кого это просто сквозит между слов. С недавнего времени в совсем тяжелых случаях мне приходится на исповеди проводить с людьми небольшой диалог. А поскольку формат исповеди подразумевает, что на психотерапию у тебя не больше минуты-двух, приходится вырабатывать чёткие и действенные формулировки.

Итак, когда ко мне приходят «плохие», я обычно провожу с ними следующий разговор. Реакция обычно типичная, но для удобства буду рассказывать на примере. Пришла ко мне недавно на исповедь знакомая девушка лет двадцати:

— Батюшка, я плохая (христианка, жена, дочь, человек — нужное вставить)

Я отвечаю:

— Вот смотри, если по какому-то вопросу будет два мнения, твоё и Господа Бога, то какое мнение нам выбрать?

— Господа Бога, — говорит.

— Вот и славно. Скажи, а у Бога есть плохие?

— Нет.

— Значит ты какая?

Пауза... Потом медленно:

— Не плохая...

— Не плохая, а..?

*невразумительно мычит*

— Говори...

Она поднимает глаза и говорит:

— Хорошая? — и ревёт. Довольная такая стоит, радостная, и ревёт.

Потому что затюкали человека. Потому что она сама себе стыдилась сказать, что она хорошая.

А дальше уже нужно объяснить человеку, что мы для Бога все хорошие, но временами придурки. То есть у нас есть проблемы, есть грехи и ошибки, да. Но Господь смотрит на нас как на любимых детей. Глупых, с придурью, но любимых. И вот после такого осознания, что для Бога я хороший, но у меня есть проблемы, уже можно говорить о какой-то адекватной духовной жизни.

Если Вы сейчас прочитали этот текст, и Вам кажется, что теперь «всё понятно», сделайте, пожалуйста, одолжение. Сядьте в пустой комнате в присутствии Божьем, и произнесите вслух: «Я хороший. Но придурок. Господи, помилуй меня, грешного». И Вы поймёте, что в таком настроении и каяться хочется, и молиться, и жить. Всем добра. И помни, ты хороший!

Будем исходить из хорошего и думать о плохом.

Это научный факт: то, что мы помним, знаем или думаем, зависит не от реального положения дел, а от того, в какую именно игру с нами играет наш мозг. Он не хочет помнить плохое — и вуаля, вы этого не помните!

— Ты убила моего отца, а мне сказала, что он меня бросил.

— Я защищала твою мать. Он был плохим человеком.

— Ты врала мне десять лет. Думаешь, ты хорошая?

— Неужели так сложно признать, что ты поступила плохо?

— Я часто поступала плохо. Очень часто. Но я хотя бы не заявляла, что я хорошая. И не притворялась, что я вся такая белая и пушистая.

Если хорошие люди становятся плохими, почему плохие люди не могут стать хорошими?

Я не виню тебя за то, что ты видишь в людях плохое. Ты прав. Я виню за то, что не видишь хорошее.