отец Джеймс

— Я прощаю тебя. А ты прощаешь меня?

— Всегда.

— Если честно, мне кажется, что слишком часто говорят о грехах. И недостаточно часто о добродетелях.

— Может, ты прав. А какая для тебя главная?

— Пожалуй, умение прощать серьезно недооценивают.

Бог милостив и границы его милости пока не установлены.

— Люди клянут Бога, клянут друг друга, иногда даже теряют веру.

— Теряют веру? Выходит, не такая уж это сильная вера, если ее так легко можно потерять…

Мир и правосудие даются высокой ценой. Порой настолько высокой, что мы выбираем простой путь.

Я всегда считал психопатами людей, идущих в армию в мирное время. Мне кажется, ими движет желание узнать, каково это — убить кого-то. И я не думаю, что такие наклонности должны поощряться в современном обществе. Иисус Христос тоже так же думал. И рядом с заповедью «не убий» нет звездочки и примечания внизу страницы с перечислением случаев, когда убивать все-таки можно.

— Заключенным вера нужна не меньше, чем остальным. А может, и больше.

— Правда? И они могут обрести Бога, а потом сказать, что он отпустил им грехи, и то, что они сделали, теперь не важно, потому что они спасены?

— Да, что-то вроде этого.

— Я думал, мы друзья.

— Друг — это тот, кто еще не стал врагом.

— Дешевый цинизм.

— Ну уж нет, не дешевый. Этот цинизм обретен с болью. Этот цинизм выстрадан в ходе черт знает каких физических и психологических пыток.

— Ладно, не дешевый, но все равно цинизм.

— Ваш муж был хорошим человеком?

— Он был хорошим. Мы прожили вместе хорошую жизнь и очень любили друг друга. А теперь его нет. И это не несправедливость. Просто так случилось. Но многие люди живут не так хорошо. Они не знают любви. И вот это — несправедливость.

— Сообщаешь о прелюбодеянии заранее?

— Разве так не честнее, чем на исповеди, когда все давно позади и уже ничего не исправишь?