Виктор Петрович Лега

Просветительская концепция возникновения религии. Представитель — француз Поль Гольбах. Согласно его концепции, религия возникает по трем причинам. Это страх, невежество и обман. Когда я размышлял над этой концепцией, я подумал: в чем популярность знаменитой гайдаевской троицы Трус, Балбес и Бывалый? Ведь это же просветительская концепция возникновения религии. Трус — всего боится, Балбес — ничего не знает, и Бывалый — его на мякине не проведешь. Он и руководит всей троицей, и без него нет разумного выхода из трудной ситуации.

... суть религии не только и не столько в страхе, сколько в любви к Богу, в почитании Его, в испытании чувства священного, чего не может породить банальный страх. И даже в самых примитивных религиях боги внушают людям не только страх, но и благоговение, и благодарность, и другие возвышенные чувства. Все самое лучшее, что есть у человека, — науки, ремесла, нравственные нормы, произведения искусства, — всегда приписывается богам как источнику их происхождения.

Вера всегда предполагает акт волевой, свободный, ибо в объекте веры всегда можно сомневаться. Ведь в том-то и заключается подвиг веры, что человек преодолевает в себе это сомнение, отвергает соблазнительные доводы разума.

... чудо – это не просто редко встречающееся событие или событие, происходящее с нарушением законов природы, в том числе исторических, это всегда знамение. Чтобы чудо стало знамением, человек должен быть непосредственным участником его. Такие чудеса действительно укрепляют веру людей.

... феномен жизни для большинства людей привычен, они не почитают ее за знамение, поэтому многие и не считают ее чудом. Но для тех, кто может взглянуть на мир другими глазами, глазами ученого, умеющего удивляться там, где привычно зевает обыватель, и жизнь, и многие другие события в мире, необъяснимые из самой природы, будут казаться столь же чудесными, как и общепринятые чудеса1, и так же указывать на сверхприродную Реальность, существование которой только и может объяснить то, что совершенно необъяснимо из причин естественных.

Духовная жизнь зарождается прежде и раньше нашего разума, в глубинах, недоступных для нашего ограниченного взора. Фрейд бы сказал, что в подсознании. Где является образ нашей божественной природы. Это и называется сердце. Поэтому основа религиозного сознания заключается в сердце человека.

Слова «нравственность» и «духовность» в последние годы употребляются столь часто, что уже не замечаются. Однако эти термины действительно отражают суть проблем, стоящих перед современным обществом, и поэтому стоит в них немного разобраться.

Самоочевидность понятия «духовность» говорит о том, что она есть прирожденное свойство человеческой природы. А тот факт, что слово «духовность» образовано от слова «дух», говорит о том, что сам живущий в нас дух и даёт возможность интуитивно понимать сам себя.

... непосредственное самовосприятие вынуждает нас к тому, что не только мысль, но и другие свойства человеческой личности являются сущностными чертами человеческого существа — это и свободная воля человека, и его деятельная, творческая природа, и способность чувственного, эмоционального восприятия себя и мира. Лишь всё это в комплексе оставляет то, что мы называем словом «дух» и что характеризует человека духовного.

Становится все более очевидно, что общество, лишенное нравственных и культурных идеалов и ориентирующееся только на экономическое процветание, неизбежно деградирует, как деградировал в свое время Древний Рим.

Вообще же страдание — это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.