Виктор Петрович Лега

Просветительская концепция возникновения религии. Представитель — француз Поль Гольбах. Согласно его концепции, религия возникает по трем причинам. Это страх, невежество и обман. Когда я размышлял над этой концепцией, я подумал: в чем популярность знаменитой гайдаевской троицы Трус, Балбес и Бывалый? Ведь это же просветительская концепция возникновения религии. Трус — всего боится, Балбес — ничего не знает, и Бывалый — его на мякине не проведешь. Он и руководит всей троицей, и без него нет разумного выхода из трудной ситуации.

Другие цитаты по теме

Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием. Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога.

— Значит, Артём, Бога нет?

— Души нет. Есть сознание и материя.

— Тогда откуда всё взялось? Сознание, например?

— Алексей, пустой разговор это. Существует теория Дарвина, её в школе проходят.

— Ты хочешь, чтобы я поверил, что обезьяна взяла в руки палку и у неё появилось... абстрактное мышление?

Наука помогает религии очиститься от ошибок и суеверий; религия помогает науке освободиться от идолопоклонства и претензий на абсолютный характер найденных ею истин. Так они выводят друг друга в более широкий мир, где только и возможно их взаимное процветание.

Я считаю, что действительно настоящая религия — это Доброе Сердце.

Лишь та вера истинна, которую одобряет разум.

Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят.

Наука давно растворила Бога-творца в своих пробирках, дотла сожгла его в огне электрической дуги, а человек только выиграл.

Человечество одурманено религией, тогда как жить нужно учиться у жизни, и профессиональный моралист в лучшем случае фабрикует фальшивые ценности. В конечном итоге бог или созидательная сила — не что иное, как стремление к равновесию, которое для человечества находит свое приблизительное выражение в общественном договоре. Примечательность этой силы заключается в том, что она порождает отдельные личности во всем их бесконечном и ослепительном многообразии, а также порождает массы с присущими им проблемами. Но и тут рано или поздно неизбежно наступает равновесие, когда массы подчиняют себе отдельную личность или отдельная личность — массы... на какой-то срок. Ибо океан вечно кипит, вечно движется.

Уж такова суть религии, что человек просто вынужден занять по отношению к ней определённую позицию.