Умберто Эко, Жан-Клод Карьер. Не надейтесь избавиться от книг

Другие цитаты по теме

Если дурак говорит вам, что все вокруг дураки, тот факт, что он сам дурак, не значит, что он говорит неправду. Если же он скажет, что все остальные дураки, «как и он», то проявит тем самым свой ум.

Вергилий словно предвидел тот виртуальный мир, в котором мы теперь с наслаждением пребываем. Схождение в Преисподнюю – это прекрасная тема, к которой мировая литература подходила по-разному. Это единственное данное нам средство преодолеть сразу и пространство, и время, то есть проникнуть в царство мёртвых или теней, совершить путешествие одновременно и в прошлое, и в будущее, в бытие и ничто. Обрести таким образом некую форму виртуального бессмертия.

Нас окружает невежество, зачастую чванливое и отстаивающее свое право быть таким. Оно все время приобретает новых сторонников. Оно самоуверенно и заявляет о своем превосходстве устами наших ограниченных политиков. А знание, хрупкое и переменчивое, которому угрожают разные опасности, которое сомневается в самом себе, является, возможно, одним из последних прибежищ утопии.

Мы больше не живем в спокойном настоящем, а все время стараемся подготовиться к будущему.

Любая система образования неизбежно является отражением общества, которое её создало, разработало и внедрило.

Такой пример: недавно я вновь окунулся в удивительную шестую книгу «Энеиды», где Эней спускается в Ад и встречает там тени, которые для римлян были и душами тех, кто уже жил, и душами тех, кто ещё будет жить когда-нибудь. Времени здесь не существует. Царство теней Вергилия предвосхищает эйнштейновское пространство-время. Перечитывая эти страницы про путешествие, я думал о том, что Вергилий уже тогда спустился в виртуальный мир, в недра гигантского компьютера, в котором теснятся молчаливые аватары. Все, кого вы встречаете в этом мире, кем-то были раньше или могут однажды кем-нибудь стать.

Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять не что она высказывает, а что она хочет высказать.

— Сегодня, в начале этого, понятное дело, злополучного дня для вас, современной молодёжи, я, человек, который очевидно преуспел по жизни, хотела бы поделиться с вами кое-чем важным. Поведать о том, о сём, как жить в этой вселенной. По теме будет контрольная. Каждый день сам по себе будет контрольной. Да, вон ты.

— Э...

— Неправильно. Недавно я кое-то выяснила. Вместо того, чтобы готовиться к ответу на самые разные вопросы, я пришла к выводу, что нет единственно верного способа жизни. Не для вас, те, кто пытается получить кайф, заигрывая со своими инстинктами. Вас, кто не в состоянии убедить нас в обратном. Я столько всего вам дала, а отдача минимальна. Я не нужна мелким мерзким жучкам, с которыми уже и так игралась. Внимайте же своему учителю. Я не хочу, чтобы вы обернулись инфантильным молодняком. Я хочу, чтобы вы стали взрослыми воистину космического масштаба! И не нужны вам крылья, чтобы отправиться в полёт по вселенной. Кто вообще бы сел в машину с четырьмя колёсами и крыльями? Вот таким взрослым становится не нужно! Вы меня поняли? Вам четыре колеса не нужны, только два! Прямо как горстка рыскающих по дну пруда в поисках еды рыбок, собравшихся в тени плакучей ивы! Под вами и так достаточно гравитации, или кем вы там хотите быть?! Так встаньте же! И будьте разумными созданиями! Полные хаоса! Рождены, чтобы быть размазнёй!.... Да-да, наконец-то настоящая объявилась.

Опер с наколками уставился на мои татуировки, словно ревностно пытался определить, чьи узоры круче, мои или его. Прищурившись, он кивнул на иероглиф на моей шее:

— Что это означает? Иероглиф?

— «Произведено в Японии, гарантия три года», — отозвался я. – Увидел красивые иероглифы, решил наколоть. Кто же знал, что там такая тупая бессмыслица. Дурят нашего брата.