Александр Сергеевич Пушкин

Сам съешь! — Заметил ли ты, что все наши журнальные антикритики основаны на САМ СЪЕШЬ? Булгарин говорит Федорову: ты лжешь, Федоров говорит Булгарину: сам ты лжешь. Пинский говорит Полевому: ты невежда, Полевой возражает Пинскому: ты сам невежда, один кричит: ты крадешь! другой: сам ты крадешь! — и все правы.

0.00

Другие цитаты по теме

Более всего горят желанием критиковать именно тех, кто вынудил тебя стереть собственные глупости.

Не в том поэзию увидел Саади, чтобы банально рассказать, как в спину камни кинут. Но видел он в плодах труды — и палкой или камнем есть тогда резон сбивать плоды.

Я ненавижу сидеть в жюри, говорить неприятные человеку слова и видеть, как в этот момент он себя чувствует. Я принимаю это слишком близко к сердцу. Даже у тех, кто является суперзвездой, бывают моменты, которые называются «не сложилось». Бывает, что на выступлении сказалось волнение, а ты воспринимаешь человека здесь и сейчас.

Те, кто часто принимает участие в горячих спорах, бесполезных дискуссиях, пререканиях и словесных перебранках, наносят серьезный вред.

Литература у нас существует, но критики ещё нет. (1829)

Критикою у нас большею частию занимаются журналисты, т. е. entrepreneurs, люди, хорошо понимающие своё дело, но не только не критики, но даже и не литераторы.

Несвобода — не в том беда, что их размер одежды взаимно не подходит сторонам спора, а проблема в том, что глупец не в состоянии обосновать, почему ему тесно будет в чужой робе и обуви (ощущение стесненности — это чувство бытийности, но нет в том живой мысли).

Если бы ты читал наши журналы, то увидел бы, что все, что называют у нас критикой, одинаково глупо и смешно. С моей стороны, я отступился; возражать серьезно — невозможно; а паясить перед публикою не намерен. Да к тому же ни критики, ни публика не достойны дельных возражений.

Поверь: когда и мух и комаров

Вокруг тебя летает рой журнальный,

Не рассуждай, не трать учтивых слов,

Не возражай на писк и шум нахальный:

Ни логикой, ни вкусом, милый друг,

Никак нельзя смирить их род упрямый.

Сердиться грех — но замахнись и вдруг

Прихлопни их проворной эпиграммой.

Убеждая других, человек хочет убедить себя, что убеждает других.

Критики у нас не существует, палки как-то неприличны; о поединке и смех и грех было и думать: то ли дело цып-цып или цыц-цыц.