— А что, если ты всегда был одинок, без покровительства?
— Что ж, с учётом того, что наставников я выбрал неудачно, меня должно радовать, что я от них свободен.
— Свобода была всегда. Руководство было иллюзией.
— А что, если ты всегда был одинок, без покровительства?
— Что ж, с учётом того, что наставников я выбрал неудачно, меня должно радовать, что я от них свободен.
— Свобода была всегда. Руководство было иллюзией.
— А что, если один из направляющих не знал пути? Как тогда выбрать курс?
— Если НИ ОДИН не знал пути? Любой ученик Ваэля знает, что твой вопрос не имеет значения. Независимо от того, мудры они или нет, боги не могут наделить нас непроходящей мудростью — они могут только вдохновить на поиск мудрости в собственном времени.
Они помогают тебе потому, что хотят использовать тебя в собственных целях. Энгвитанцы создали богов из идеалов, а идеал сам по себе — нечто гротескное и порочное.
— А что, если твою судьбу решило запретное знание, а не ошибка? В чём ты виноват?
— Я видел собственными глазами обманы своей богини. Это мне показал Хранитель. Но только сейчас я понял, до какого отчаяния она была доведена. Глубины её обмана.
— Ты говоришь о её обманах, а как насчёт твоих собственных? На твой путь тебя навели её слова или отсутствие её слов, пробел, который ты заполнил собственными испорченными мыслями?
— А что, если все трагические события, все гонения происходили в защиту самозванца?
— Это не... это не может быть правдой. Эотас, он... он творил чудеса.
— Сила богов неоспорима. Чего нельзя сказать о правдивости истории, которую они создают.
…все, что делал Сын Божий, все, что говорил, было ради человека. Не против, а за него. Чтоб ему же спокойней, веселей, чище жилось, чтобы он сдуру не разрушил себя совершенно.
Я говорю правду: нет ничего плохого для вас в том, чтобы жить в этом мире. Но вы должны направлять свой ум к Богу, иначе вы не добьетесь успеха. Одной рукой выполняйте свои обязанности, а другой – держитесь за Бога. После того, как вы исполните все свои обязанности, вы будете держаться за Бога обеими руками.
Память никогда не воспроизводит реальности. Всякая реконструкция изменяет оригинал, становится вечным каркасом взаимоотсылок, которые неизбежно оказываются недостаточными.
Позиция современной науки сводится к следующему: некогда в процессе эволюции неодушевлённая материя стала одушевлённой, камень стал живой, а потом разумный. А почему не наоборот? Почему не разум, не сознание породило камень. Почему науке это кажется невероятным? Ученым больше нравится, когда из камня появляется сознание. Но высшему всегда следует отводить первостепенное значение. Почему люди считают, что человек выдумал Бога, а не наоборот?
«Простите, что такой личный вопрос: а почему вы верите?»
По двум причинам, довольно сложным.
Первая, более ранняя: мир без Бога — это храм без купола; он не достроен, не закончен, остаётся слишком много вопросов. Это как восемнадцатый верблюд. Вот восемнадцатого верблюда не видно. Вы знаете все эту задачку, да?
У отца три сына. Он завещает старшему половину всех своих верблюдов, среднему — треть, а младшему — девятую часть. А 17 верблюдов у него, и это не делится, ни на 2, ни на 3, ни на 9. Мимо едет всадник на своём верблюде и говорит: «Что вы мучаетесь, молодые люди? Я вам отдам своего верблюда, у вас будет 18 — и всё поделится». Он им отдал — и всё поделилось. Всадник сел на своего верблюда и уехал. А как же, а где же, а почему? А потому что остался этот восемнадцатый верблюд. Один получил 9, второй — 6, третий — 2, девятую часть. А этот уехал на своём верблюде.
Бог — это то, что нужно, это допущение, которое необходимо. Без него не делится, для меня во всяком случае (вы же меня спросили). Для меня без него этот мир, как храм без купола, всё бессмысленно без него.
Второе относится к довольно глубоким фазам рефлексии...