Платон. Закон

Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя.

Другие цитаты по теме

Вперёд, господа дознаватели. Утопим этот вшивый городишко в законе и справедливости.

Закон и справедливость — две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил.

Важно не просто соблюдать законы, но и понимать, для чего они, и оценивать на справедливость. Важно думать, а не просто — слепо подчиняться.

— Почему ты так не хочешь, чтобы его убили?

— Это противоречит закону. Я не могу закрывать глаза на преступления.

— Почему ты так упорно подчиняешься закону, если он не может судить преступников и защищать людей?

— Закон не защищает людей. Люди защищают закон.

Так как истина, разум, справедливость, права людей, интересы собственности, свободы и безопасности всюду одни и те же, то нет препятствий к тому, чтобы отдельные государства имели общие всем законы – гражданские, уголовные, торговые и так далее. Хороший закон хорош для всех, как правильный вывод для всех обязателен.

Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, – это право применения жестоких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Кому нужно государство с законопослушными гражданами? Что оно кому-нибудь даст? Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, – и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на вине.

Один из правителей наказал своему сыну:

— Укрепляй свое государство справедливостью, ибо она, и только она, сделает его несокрушимой крепостью.

Мы так часто слышим фразу «по закону или... по справедливости?». Пожалуй, единственными, кто хочет жить в мире, где эти понятия все еще разделены, остаются лишь некоторые адвокаты и преступники, что автоматически в свою очередь размывает грань между первыми и вторыми.

Ибо источник человеческих законов — источник смутный. Прозрачная струя нравственной правды едва видна в нём под наносом других, чисто исторических элементов, выражающих только фактическое соотношение сил и интересов в тот или другой момент. Поэтому справедливость, как добродетель, далеко не всегда совпадает с легальностью, или правдою юридическою, а иногда находится с нею в прямом противоречии, как сознано самими юристами: summus jus — summa in juria.

Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.