Луций Анней Сенека

Никто не остается в старости тем же, чем был в юности, завтра никто не будет тем, кем был вчера. Наши тела уносятся наподобие рек. (…) Я сам изменяюсь, пока рассуждаю об изменении всех вещей. Об этом и говорит Гераклит: «Мы входим, и не входим дважды в один и тот же поток». Имя потока остается, а вода уже утекла.

Другие цитаты по теме

Делают это и старики и молодые, но без стариков молодым не понять как это делается.

Разве что-нибудь было не «совсем недавно»? Совсем недавно я был мальчиком и сидел у философа Сотиона, совсем недавно начал вести дела в суде, совсем недавно потерял к этому охоту, а там и силы. Безмерна скоротечность времени, и ясней всего это видно, когда оглядываешься назад. Взгляд, прикованный к настоящему, время обманывает, ускользая при своей быстроте легко и плавно. (…) Минувшее пребывает в одном месте, равно обозримое, единое и недвижное, и все падает в его глубину.

Суть старости очень проста, дамы и господа. Суть старости — это больше не иметь сил жить. Когда у тебя больше нет азарта до жизни — вот это старость. Когда у тебя больше нет желания вставать утром. Когда у тебя больше нет интереса до собственной жизни, вовлечения в собственную жизнь, потому что она слишком никчемна, сера, а ты слишком импотент, чтобы ее менять, — вот это старость.

И там неважно, какими гормонами вас пичкать, какие таблеточки вам скармливать, какие переливания крови вам делать — ваше тело будет такое же, как ваше внутреннее состояние — дряхлое, морщинистое, обвисшее.

— Что с нами делает время? Ты помнишь, какая она была?

— Да... Ну я думаю, мы с тобой ведь тоже не помолодели, правда?

— Да... Правда, у женщин это заметнее.

Молодость живёт мечтой, а старость воспоминаниями.

Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых — ждать до последнего дня осени; и в то же время становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными. У одних сперва стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот надолго юн.

Коклюшный возраст мой давно уж позади,

я, слава богу, перерос болезни -

и вовсе не подвержен, к счастью,

ни эротическим подростковым прыщам

приобретательства и мелких выгод,

ни похотливому мужскому зуду,

сопутствующему мечтам о собственной машине,

ни изнурительным хроническим запорам

благополучия.

Все то, что в будущем могло бы стать участком, домом,

я — в виде чёрного недорогого кофе -

стараюсь в настоящем промотать.

Я одуванчики зарплаты

сегодняшнему ветру поручаю

и дую сам на них вдобавок,

поскольку вовсе не хочу дремать блаженно

в шезлонге сбережений, накоплений:

я молодость свою освободил от взносов

на старческое тёплое бельё.

Ни у каких господ я в услуженье не был -

неужто стану холуём

её дряхлейшества? Нет, пусть она испепелится

в огне моих страстей. Пусть сокрушают старость

удары сердца моего!

И почему это именно в старости человек следит за своими ощущениями и критикует свои поступки? Отчего бы в молодости ему не заниматься этим? Старость и без того невыносима... В молодости вся жизнь проходит бесследно, едва зацепляя сознание, в старости же каждое малейшее ощущение гвоздём сидит в голове и поднимает уйму вопросов.

Эх, жаль, что нельзя обмануть старость. Когда наступает её время, она всегда приходит и безжалостно окрашивает волосы человека в жасминовую проседь.

Самое тяжёлое в старости — мысли о молодости.