Последний легион (The Last Legion)

Другие цитаты по теме

– Ты сказал, что лучше умереть, чем жить без чести. Но ты не умер…

– Они нам врали… Всё было ложью… Что мы выиграем, сохраним свою честь… Они врали нам… Только ты говорил правду… Несмотря на то, что мы с тобой делали, ты не сдался… Ты показал мне, что нет ничего дороже, чем жизнь.

– Финли… Он был моим другом… Был одним из пленных… Он поручил твою жизнь мне. Он хотел покончить с этим…

– Возможно, поэтому я ещё жив… Ради этого дня… Может, мы оба жили ради этого дня… Покончи с этим… Ты солдат, Ломакс… Ты никогда не сдаёшься...

– Я всё ещё на войне.

Отец учил меня или не отвечать на скользкие вопросы вообще, или говорить правду. Из уважения к его памяти я следую этому правилу до сих пор. Помнится, это сердило моего учителя Мировуда. Ведь в магии, если разобраться, немало уверток и фокусов. Покрыть старую помойку плащом фокусника и заявить, что все, что под плащом, включая вонь, профессиональная тайна и непосвященных просим убрать лапки… Однако от частой лжи эйдос тускнеет, как умирающая искра.

Это не значит, что не существует ни правды, ни лжи. Это значит, что мы творим правду и ложь и несем личную ответственность за то, что истинно, а что ложно. Мы несем личную ответственность и за суждения о том, что есть добро и что есть зло, и за то, что позволяет злу свободно разгуливать по свету или же ставим его на службу.

Иногда хочется высказаться кому-то, рассказать всю правду, забыть всю ложь, которую ты придумывал всю свою жизнь и просто начать жизнь с нового листа. Но я не настолько безумен, чтобы бросится с головой в омут и очутиться на больничной койке. Так что на протяжении всей своей жизни я продолжаю творить и создавать. И мне плевать, что все мои изобретения основываются на лжи. Плевать, что они причиняют боль другим. Важно то, что эти иллюзии приносят больше счастья, чем боли. Вот так я себя оправдываю всегда.

Сказки врут не меньше, чем статистика! Но иногда в них можно найти капельку правды.

— Любая ложь ведет к одним неприятностям.

— Иногда бывает и так, что и правда тоже!

Не говори ему, что он лжет, а то он начнет говорить правду.

— Я говорил с Эндером и его сестрой Валентиной. Она историк.

— Что это значит?

— Она изучает разные книги, чтобы поближе познакомиться с историей человечества, а потом пишет истории о том, что ей удалось отыскать, и передаёт остальным людям.

— Но если истории уже кем-то изложены, зачем она переписывает их?

— Потому что их не так поняли. Она помогает людям лучше понять их.

— Раз уж жившие в те времена не сумели разобраться, как она, пришедшая через века после случившегося, может что-то понять?

— Я и сам задал ей тот же вопрос, а Валентина сказала, что она не всегда толкует их буквально. Прежние писатели руководствовались тем, что было важно для их эпохи, а она представляет прошлое так, как оно должно выглядеть в глазах людей её эпохи.

— Значит, история не остается прежней?

— Нет.

— Но каждый раз они принимают её за правдивое освещение событий?

— Валентина что-то такое объясняла насчет того, что некоторые истории могут быть истинными, а другие — правдивыми. Я, правда, ничего не понял.

— Почему они сразу не запоминают истории во всех подробностях? Тогда бы им не пришлось постоянно лгать друг другу.

Я стараюсь лгать как можно больше во время интервью. Это реверсивная психология. Я имею в виду, что если вы солжете, они напечатают правду.