Павел Нилин. Жестокость

Другие цитаты по теме

Голова у него забита всякой ерундой, а сам не глупый.

Штыком, однако, да силком мало что сделаешь, как не вертись.

Я давно заметил, что излишне важничают, задаются и без видимой причины ведут себя вызывающе и дерзко чаще всего люди, огорченные собственной неполноценностью.

Не знаньям надобно учиться,

А знать, что в жизни пригодится!

Надо сказать, в нашей стране есть молодые люди, которым не хочется работать, так что пусть себе учатся.

Целься в сердце или в лёгкие… Только не в лицо: если клиента не опознают, то не заплатят.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Представление о «врожденности», о «природном» происхождении способности (или «неспособности») мыслить, – это лишь занавес, скрывающий от умственно-ленивого педагога те действительные (очень сложные и индивидуально варьирующиеся) обстоятельства и условия, которые фактически пробуждают и формируют «ум», способность «самостоятельно мыслить». Этим представлением обычно оправдывают лишь свое собственное непонимание этих условий, ленивое нежелание вникать в них и брать на себя нелегкий труд по их организации. Свалил на «природу» свою собственную лень – и совесть спокойна, и ученый вид соблюден.

Теоретически такая позиция малограмотна, а нравственно – гнусна, ибо предельно антидемократична. С марксистско-ленинским пониманием проблемы «мышления» она так же не вяжется, как и с коммунистическим отношением к человеку. От природы все равны – в том смысле, что девяносто девять процентов людей рождается к жизни в этом мире с биологически-нормальным мозгом, в принципе могущим – чуть легче или чуть труднее – усвоить все «способности», развитые их предшественниками. И грехи общества, распределявшего до сих пор свои «дары» не столь справедливо и демократично, как «природа», нам не к лицу сваливать на эту природу. Надо открывать каждому человеку доступ к условиям человеческого развития. В том числе к условиям развития способности «самостоятельно мыслить» – к одному из главных компонентов человеческой культуры. Это и обязана делать школа. Ум – это не «естественный» дар. Это – дар общества человеку. Дар, который он, кстати, оплачивает потом сторицей – самое «выгодное» с точки зрения развитого общества «капиталовложение».

Прежде чем зубрить историю, нужно понять связь между причиной и следствием, всегда ставь вопрос, когда не понимаешь причин произошедшего.

— Кузко, я хочу, чтобы ты доучился и стал императором. И я хочу тебе помочь...

— Классно!

— ... но с липовым заданием ты получишь липовый диплом и станешь липовым императором.

— А значит...

— Сделай его сам! Это не сложно!