Антон Павлович Чехов. В овраге

Другие цитаты по теме

Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это — зло.

Мне кажется, что правда, какая бы она ни была, все-таки не так страшна, как неизвестность.

— Настоящая правда в том, что...

— В чем? В чем? Ну же, Люцифер, это будет довлеть над тобой, пока ты не признаешься. Какова настоящая правда?

— Внутри меня что-то прогнило. Мне кажется, я уже не в силах заглушить постоянную какофонию голосов, шепчущих мне и твердящих, что я зло! Я задыхаюсь, доктор! И я не перестаю спрашивать себя, почему я себя так ненавижу!?

Ты праведный, добрый? Ты уверен в этом? Тебя все любят? Знай, что я тоже таким был. Думаешь, ты будешь меньше страдать потому, что уважал добродетель, правду?

Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Чем непонятнее зло, тем ожесточеннее и грубее борются с ним.

... говорить правду глупцам — опасно. Они не поймут её или используют во зло.

Правда порой приносит куда больше зла, чем ложь, помните об этом и не делайте глупостей.

Победитель всегда прав. Кто проиграл, тот и зло.

– Мы и сами не всегда можем понять, что есть зло, а что добро. Вот, допустим, самый простой вопрос с неоднозначным ответом. Ты знаешь, что этот ребенок с чистым взглядом и невинной улыбкой в будущем станет тираном, который уничтожит тысячи людей. Убьешь ли ты ребенка, чтобы не дать свершиться будущим убийствам, или нет? Причем учитывай такое обстоятельство. То, что сделает этот ребенок, даст толчок к развитию твоего государства, и потом оно будет процветать на радость жителям. Если ты посчитаешь, что ребенок достоин жизни ради своей страны, то усложни изначальный вопрос: а если среди уничтоженных им будут твои дети?

– Я поняла, – сказала Карина. – Не существует абсолютного зла и абсолютного добра.

– Более того, – добавил я, – сами понятия добра и зла могут меняться местами и зависят от точки зрения и социальной структуры общества. Где-то живут, например, каннибалы, которые едят своих же соплеменников. Зло? Вроде бы да. С другой стороны, пищи там мало и подобные действия ведут к сохранению популяции, народа. Это утрированный пример, но вполне жизнеспособный.

– И что же делать? Как поступать?

– Откуда я знаю? – удивился я. Что я, проповедник, что ли? – Вы можете считать как вам угодно, поступать как считаете правильным, но это будет ваша правда. Всегда найдется тот, кто посчитает, что он правее.