Бертран Рассел

Другие цитаты по теме

Искусство пропаганды в том виде, как его понимают современные политики, напрямую связано с искусством рекламы. Психология как наука во многом обязана рекламодателям.

Мой опыт общения с экономическими новостями показывает — если у человека есть картина мира, то он почти автоматически отсекает значительную часть фейковых новостей. И чем более адекватная у него картина мира, тем большее количество фейковых новостей отсекается. И ключевой элемент воспитания или, если угодно, правильной государственной пропаганды — это создание у человека адекватной и непротиворечивой картины мира.

Государство ломает кости тому, кто перед ним не сгибается или не встречает его с любовью, как невеста жениха. Государство есть сила. Это — его главное. Поэтому единственная порочность государства — это его слабость. «Слабое государство» — contradictio in adjecto [Противоречие в определении (итал.)]. Поэтому «слабое государство» не есть уже государство, а просто нет.

Государство есть совокупность граждан.

Народ в любую эпоху и век человеческой цивилизации власть держала под пыткой, а любую реформу, начатую с низов, воспринимала попыткой государственного переворота. То жизнь валютчика ничего не стоит, то уже можно заниматься валютными операциями, то нельзя рассказывать политические анекдоты, то уже можно — анекдоты, то «власть не ошибается», то в Австрийской империи с 1781 года уже можно открыто обсуждать и критиковать решения власти. В наступающем завтра становится смешной любая попытка власти обвинять народ в бессовестности.

Государство обречено на гибель, если самые слабые и жадные его жители имеют в обществе наибольшее влияние.

Всеобщая нужда делает людей жестокими.

Прудон и коммунисты борются с эгоизмом. Поэтому их доктрина – только продолжение и выводы христианского принципа, принципа Любви, самопожертвования во имя всеобщего, чуждого. Они завершают, например, в собственности только то, что фактически уже давно существует, а именно – отсутствие собственности у единичных личностей. Итак, они – враги эгоизма, а потому они – христиане, или в более общем смысле – религиозные люди, верящие в призраки, служители какого-нибудь общего понятия (Бога, общества и т. д.). И еще тем Прудон уподобляется христианам, что он признает за Богом то, в чем отказывает людям. Так, он называет Бога собственником земли. Этим он доказывает, что не может освободиться от представления о собственнике; в результате он приходит все-таки к собственнику, но ставит его в потустороннее.

Политический либерализм, как и все религиозное, рассчитывает на уважение, гуманность, любовь. Поэтому он постоянно испытывает огорчения. В практической жизни люди ничего не уважают, и каждый день мелкие владения скупаются крупными собственниками, и «свободные люди» превращаются в поденщиков.

Если бы, наоборот, «мелкие собственники» прониклись сознанием, что и крупная собственность принадлежит им, они бы не уступили ее и их бы нельзя было лишить обладания ею.

Наука — это то, что Вы знаете, философия — то, чего не знаете.

Он берет только то, что ему дает государство. А у государства можно только своровать. Само оно ничего не дает. И государству никогда не стыдно. Спрашивается, чего ждать? Надо идти рогом вперед и не стесняться.