Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость

Вправе ли вы гордиться своим происхождением? И что сделали вы, чтобы оправдать своё звание дворянина? Вы думаете, что для этого достаточно носить громкое имя и иметь герб? И неужели благородство происхождения что-либо значит при таком бесчестном образе жизни? Нет, нет, происхождение — ничто без добродетели! Мы причастны к славе наших предков лишь тогда, когда стараемся походить на них. И лучи их славы, падающие на нас, обязывают нас блюсти свою честь, следовать по их стопам и не ронять их высоких доблестей, если мы хотим считать себя их достойными потомками. Ничего не значит, что вы происходите от своих предков; они отреклись бы от вас, и всё, чем они себя прославили, не даст вам никаких преимуществ. Напротив, в блеске их доблести ваше бесчестие ещё чернее. Слава их — это светоч, ярко озаряющий всю гнусность ваших поступков. И знайте, наконец, что дворянин, ведущий дурной образ жизни, — чудовище, что чистота нравов — первое условие истинного благородства и что я меньше обращаю внимания на имя, которым человек подписывается, чем на дела, которые он совершает, и выше ставлю сына какого-нибудь ключника, если он честный человек, чем сына монарха, если он живёт, как вы.

0.00

Другие цитаты по теме

А когда цель достигнута, желать больше нечего: всей красоте чувств — конец, и ты усыплён наступившей безмятежностью...

Я знать не знаю никаких дел, я думаю только об удовольствии.

Молчание, сестра, всегда со злом дружит.

Пусть ваша и моя найдет язык досада, -

Друг другу высказать нам надо

Все то, что сердце говорит.

Мне вовсе не обидно, если меня находят красивой, мне это доставляет удовольствие.

Музыка и танцы… Музыка и танцы — это все, что нужно человеку.

Хотя отсчет годов и дней

Иметь не может места пред богами,

Венера — женщина, а знаете вы сами:

Не любят взрослых женщины детей.

Итак, различные себе поставив цели,

Мы обе с матери пример бы взять сумели:

Вы — высотой души, огнем стремлений тех,

Я — плотью чувственной и грубостью утех.

Вы — проявлением духовности и света,

Я — проявлением того, что в плоть одето.

Ваш грех, что чересчур вы были легковерны,

Но подозрительность есть грех настолько скверный,

Что, если к крайностям стремится так ваш дух,

Впадайте сызнова уж в первую из двух.

Но есть ли прекраснее участь -

Любить и волнуясь и мучась?

На свете блаженством зови

Одно лишь блаженство любви.