Если ты заплутал, потерял ориентир
И не видишь, где правда, где ложь -
Отыщи в своей памяти стёртый пунктир,
Что ведёт туда, где ты живёшь.
Вспомни, кто тебя ждёт, кто всегда тебе рад;
Боль и счастье разделит с тобой.
Если ты заплутал, потерял ориентир
И не видишь, где правда, где ложь -
Отыщи в своей памяти стёртый пунктир,
Что ведёт туда, где ты живёшь.
Вспомни, кто тебя ждёт, кто всегда тебе рад;
Боль и счастье разделит с тобой.
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!
Не жалость к Родине нужно иметь, а большое уважение. Но и Родина должна нас уважать.
Любовь ребенка к своей матери возникает в силу человеческой природы, а вот любви к своей стране необходимо учить. Только обучаясь, ребёнок узнает о своем народе и о стране, в которой ему выпало родиться и жить.
Прежде чем требовать от людей выполнения своего долга перед родиной, нужно что-то достойное сделать для них от лица родины, чтобы они чувствовали себя должниками, а не требовать на пустом месте.
Каждый народ живёт до тех пор, пока не истощилось в нём благородство. Благородство это — не громкое, не в речах, не в битвах. А молчаливое, про себя, ни в чем не выраженное, косноязычное. Потому-то, добрый мой читатель, вот что тебе надо сохранять. При этом благородстве ты не только себя сохраняешь, а сохраняешь всё своё отечество. Как, почему: я не знаю. Но чувствую, что Бог покидает ту страну, народ, в котором уже ни одного благородного человека более не осталось. Тогда «приходят враги и истребляют его». Но этих врагов «допустил Бог».
Ощущение родины и родства не имеет ничего общего с рассудочным накоплением знаний. Но любовь к родному не есть также и слепота. Любить — значит критиковать, то есть находить в любимом положительное и отрицательное. Любить — значит радоваться тому, что в любимом положительно, хорошо, и страдать от его недостатков. Это значит поощрять в любимом добрые начала и бороться с несовершенным в нём. Это и значит жить общей жизнью.
И хотя родина есть только имя, только слово, — оно сильно, сильней самых могущественных заклинаний волшебника, которым повинуются духи.