Андрей Арсеньевич Тарковский

В высшем смысле этого понятия — свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода — это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно «свободным» и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего.

0.00

Другие цитаты по теме

Я живу в свободной стране. И не важно, что границы этой страны не выходят за пределы моей черепной коробки.

Просто бывает так — просыпаешься и думаешь; а зачем тебе всё это? Ведь мир такой большой и интересный. Может быть ещё рано моем возрасте загонять себя в плен отношения? Есть всё, о чём только можно мечтать! Кроме свободы.

Я знаю, что мир за пределами курятника кажется пугающим. Там трудно с работой, трудно с деньгами и совсем плохо с возможностями. Но, уверяю вас, жизнь за пределами курятника бьёт ключом, полна оптимизма и энергии, а возможностей там масса. Всё дело в том, откуда смотреть — из курятника или снаружи.

Много лет прошло с тех пор — все теперь не то.

И над чем смеялся он — привычная жизнь его.

А когда-то свободным он был,

Пел о том, что любил.

Есть только одна разновидность несвободы — когда тебе любые средства хороши.

Чтобы стать свободным и поступать как захочется, нужно следующее: Бог и травма.

Мудрец сам себя держит в руках, а боксера держит уголовный кодекс.

В лесной глуши он поговорил с человеком, и человек этот свободен и счастлив благодаря ему, Филиппу. Тяжелое бремя власти и прожитых лет сразу стало легким.

Приведите в такой же порядок свой внутренний мир, в какой привели вы свою внешность.

Она почти слышала, как двери её тюрьмы захлопываются. Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли. В голове её замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко. Но она знала, что скрыться невозможно.

Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна».