Чапаев

Другие цитаты по теме

Я вам где командир? Только в строю. А на воле я вам товарищ. Ты приходи ко мне в полночь, за полночь. Я чай пью — садись чай пить. Я обедаю — пожалуйста, кушай. Вот какой я командир.

— Василий Иванович, а ты армией командовать могешь?

— Могу.

— А фронтом?

— Могу, Петька, могу.

— А всеми вооружёнными силами республики?

— Малость подучиться — смогу и вооружёнными силами.

— Ну, а в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь?

— Нет, не сумею. Языков я не знаю.

— Счастливые вы!

— Чего?

— Счастливые вы, говорю, с Петькой. Молодые, вся жизнь впереди.

— А ты что же, старый, Василий Иванович?

— Ну, старый — не старый, а всё же не такой, как твой Петька. Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!

Я — Чапаев! Ты понимаешь, что я — Чапаев? А ты? Кто ты такой!? Кто тебя сюда прислал? К чужой славе хочешь примазаться!?

Так... Ну, на то, что вы тут говорили, — наплевать и забыть. Теперь слушай, чего я буду командовать.

— Ранен?

— Ранен, Василий Иванович...

— Ну и дурак! Ты есть комбриг один, мой заместитель и подставлять свой лоб всякой дурацкой пуле не имеешь права!

— Так... Так ведь пуля ведь, Василий Иванович, она ведь не разбирает — кто комбриг, а кто...

— Пуля-то не разбирает, а ты сам разбираться должен. Голова-то есть на плечах? Иди! Вот, к примеру, идёт отряд походным порядком... Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне! Теперь, противник пошёл в атаку! Где должен быть командир?

— Быть впереди...

— Должен перейти в тыл своего отряда и с какого-нибудь возвышенного места наблюдать всю картину боя иначе отряд могут обойти с флангов. Теперь, решительными действиями отряда и его командира противник отброшен и обращен в бегство. Наш отряд преследует отступающего в панике противника. Где должен быть командир? Опять впереди, на лихом коне! И первым ворваться в город на плечах неприятеля! Вот! Соображать надо!

— Э-э-э... А ведь ты врёшь, Василий Иванович. Если надо, ты всегда сам впереди идёшь.

— Да... ну так то — если надо.

— Ты, моряк, красивый сам собою, тебе от роду двадцать лет...

— Слушай, ты, моряк, красивый сам собою...

Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку — для благоразумного это нетрудно. Первый шаг овладения гневом — заметить, что поддаешься ему, тем самым взять верх над возбуждением, определяя, до какой точки — и не дальше — должен дойти гнев; думая об этом, ты, охваченный гневом, уже остываешь. Умей пристойно и вовремя остановиться — трудней всего остановить коня на всем скаку. Подлинное испытание здравомыслия — даже в приступах безумия сохранять рассудок. Избыток страсти всегда отклоняет от верного пути: памятуя об этом, ты никогда не нарушишь справедливости, не преступишь границ благоразумия. Только обуздывая страсть, сохранишь над нею власть — и тогда ты будешь первым «благоразумным на коне», если не единственным.

Человек должен бороться, чтобы жила надежда в этом безнадёжном мире.

Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.