Михаил Афанасьевич Булгаков. Белая гвардия

Другие цитаты по теме

Никакой сигнализацией вы не остановите того развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих.

Очень трудно оценивать интеллект нечитающего человека, если главным критерием такой оценки для тебя является как раз чтение.

О, только тот, кто сам побеждён, знает, как выглядит это слово! Оно похоже на вечер в доме, в котором испортилось электрическое освещение, на протухшее постное масло, на матерную ругань женскими голосами в темноте. Словом, оно похоже на смерть.

— Чем отличается ум от мудрости? — спросили ученики Ходжу Насреддина.

— Ум подобен мечу в руках воина, — ответил Ходжа, — а мудрость — его умению вести бой...

Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.

Гнали письма в единственную отдушину, через смутную Польшу (ни один чёрт не знал, кстати говоря, что в ней твориться и что за страна такая новая — Польша).

Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут.

Держите свой интеллект под контролем, и в уме ни о ком не делайте выводов и никому не навешивайте ярлыков. Этот мир — как вода, и ум любого человека тоже подобен воде. Нет устойчивых волн, в отличие от воды. Волны поднимаются в воде и снова успокаиваются. Вчерашней волны сегодня уже нет, а сегодняшней уже не будет завтра. Точно так же, каждую секунду умы людей, их чувства, их действия, их личности, все постоянно меняется. Поймите эту истину.

А произошло это потому, что война для него, Козыря, была призванием, а учительство лишь долгой и крупной ошибкой. Так, впрочем, чаще всего и бывает в нашей жизни. Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни. Козырь попал к сорока пяти годам. А до тех пор был плохим учителем, жестоким и скучным.