Иеромонах Гевонд Оганесян. Святой Григорий Татеваци и его нравоучение

Причины же смертных и простительных грехов следующие:

1. Это из-за злых привычек, то есть когда человек, находясь в плохих сообществах, перенимает от людей греховные навыки.

2. Из-за невежества, то есть когда человек, не зная Св. Писания, заповедей и творения св. отцов, творит зло, думая, что делает доброе.

3. Из-за природы плоти, то есть из-за преобладания какой-либо из четырех стихий. Так, например, у гневливого преобладает огонь, у похотливых, легкомысленных и гордых – воздух. Земля преобладает у печальных, а вода в лентяях.

4. Из-за злых ухищрений сатаны.

0.00

Другие цитаты по теме

Как, например, умеренную пищу требует и сама наша природа, а при излишестве по своей же воле впадаем в чревоугодие. Так и при всем остальном, нужно быть умеренным, ибо излишества, которые бывают по нашей воле, и ведут к греху. «И поэтому, — делает вывод Св. Татеваци, — Бог не обвиняем, ибо мы сами являемся причинами наших грехов». И, в конце концов, «если б не было греха, человек не умирал, не болел и не старел бы».

Из семи смертных грехов гордость и зависть для Св. Татеваци тяжелее, чем остальные пять, ибо «остальные грехи соделали Адам и Ева, а гордость и зависть соделал сатана». Как и было сказано выше, сатана, возгордившись, пал, а после, позавидовав славе Адама, стал причиной его падения. Итак, велик грех зависти, ибо «человека делает соучастником сатане и похожим на него».

«Грех, — как считает Св. Татеваци, — это отворачивать лицо от неизменяемого добра, которое есть у Бога, и обращаться к изменяемому добру, которое есть творения». По названию грех один, но он делится на два: первородный и воздействующий. Воздействующий же делится на смертный и простительный. И все они отличаются друг от друга. За первородный – Адамов грех отвечают все, а за воздействующий отвечает только соделавший оное. Первородный грех один, а тех множество. Далее, первородный грех господствует над человеком независимо от него и без его воли, а те господствуют по воле человека. А вот насколько различна рана, нанесенная стрелой, от раны, нанесенной колючкой, настолько и различны смертные и простительные грехи.

Сей порок мучает разум, изводит и истощает плоть того, в ком он пребывает, ибо само слово зависть уже означает — «сначала вредит своей душе», а после другим. Поэтому лица у завистливых людей бывают пожелтевшими и почерневшими, из-за горькой печали сердца, чего не найдешь в других грехах. Ибо, впадая в какой-либо другой грех, сначала радуются, после чего только печалятся, а завистливые всегда в скорби и печали.

То, что мы можем быть лишь тем, что мы есть, всегда останется нашим неискупимым грехом.

Высшая форма грехопадения — когда батюшка в Бога не верит!

Потом он начал понимать: он так много пьёт не потому, что не может обрести душевный покой. Причина выдавалась за следствие. Он не мог обрести душевного покоя, потому что слишком много пил. Ему хотелось протестовать, сказать, что такого просто не может быть, такого и нет, это уж очень простое объяснение. Но было именно так.

Думать о женщине, когда жить остается 2 минуты, это вовсе не грех.

Меня учили, что единственный смертный грех, единственное преступление против самого себя — это принимать что-либо на веру.

— Но какова причина всех этих грехов?

— Женщины, они мне очень нравятся! Но самое страшное знаешь что?

— Что?

— Им очень нравлюсь я!