Иеромонах Гевонд Оганесян. Святой Григорий Татеваци и его нравоучение

Сей порок мучает разум, изводит и истощает плоть того, в ком он пребывает, ибо само слово зависть уже означает — «сначала вредит своей душе», а после другим. Поэтому лица у завистливых людей бывают пожелтевшими и почерневшими, из-за горькой печали сердца, чего не найдешь в других грехах. Ибо, впадая в какой-либо другой грех, сначала радуются, после чего только печалятся, а завистливые всегда в скорби и печали.

0.00

Другие цитаты по теме

Далее, тяжесть греха определяется и по разным степеням его свершения. Например, по качеству – два человека впали в грех чревоугодия, один из-за голода и по незнанию, а другой осознанно и по желанию. От количества, например, один раз впасть в блуд или тысяча. Так же определяется, по отношению к кому свершается грех – по отношению к Богу, к Церкви, к ближнему или же по отношению к себе. По месту – в Церкви, в монастыре, в городе, в деревне или же в блудном доме. По времени – в детстве ли согрешил или же в старости, в простые дни или же в праздничные Господние дни. Итак, как видим, один и тот же грех может иметь разную степень тяжести, и соответственно ему и разное наказание.

Причины же смертных и простительных грехов следующие:

1. Это из-за злых привычек, то есть когда человек, находясь в плохих сообществах, перенимает от людей греховные навыки.

2. Из-за невежества, то есть когда человек, не зная Св. Писания, заповедей и творения св. отцов, творит зло, думая, что делает доброе.

3. Из-за природы плоти, то есть из-за преобладания какой-либо из четырех стихий. Так, например, у гневливого преобладает огонь, у похотливых, легкомысленных и гордых – воздух. Земля преобладает у печальных, а вода в лентяях.

4. Из-за злых ухищрений сатаны.

Как, например, умеренную пищу требует и сама наша природа, а при излишестве по своей же воле впадаем в чревоугодие. Так и при всем остальном, нужно быть умеренным, ибо излишества, которые бывают по нашей воле, и ведут к греху. «И поэтому, — делает вывод Св. Татеваци, — Бог не обвиняем, ибо мы сами являемся причинами наших грехов». И, в конце концов, «если б не было греха, человек не умирал, не болел и не старел бы».

«Грех, — как считает Св. Татеваци, — это отворачивать лицо от неизменяемого добра, которое есть у Бога, и обращаться к изменяемому добру, которое есть творения». По названию грех один, но он делится на два: первородный и воздействующий. Воздействующий же делится на смертный и простительный. И все они отличаются друг от друга. За первородный – Адамов грех отвечают все, а за воздействующий отвечает только соделавший оное. Первородный грех один, а тех множество. Далее, первородный грех господствует над человеком независимо от него и без его воли, а те господствуют по воле человека. А вот насколько различна рана, нанесенная стрелой, от раны, нанесенной колючкой, настолько и различны смертные и простительные грехи.

Гордыня, алчность, зависть —

Вот в сердцах три жгучих искры, что во век не дремлют.

... среди порочных людей стыдно не иметь какого-либо порока.

Фемистокл однажды спросил друзей: «Что вы за меня дадите, если мне еще никто не завидует?»

Как просто оказалось при помощи интернета превратить большинство людей в жалкое подобие старушек на лавочке, собирающих и распространяющих сплетни!

Завистники, от вас в сей жизни беды,

Не вам пить мёд приятельской беседы.

Чужое пораженье греет вас,

Но зябко вам в лучах чужой победы.

У него были все ненавистные мне добродетели и ни одного восхищающего меня порока.