Иеромонах Гевонд Оганесян. Святой Григорий Татеваци и его нравоучение

Из семи смертных грехов гордость и зависть для Св. Татеваци тяжелее, чем остальные пять, ибо «остальные грехи соделали Адам и Ева, а гордость и зависть соделал сатана». Как и было сказано выше, сатана, возгордившись, пал, а после, позавидовав славе Адама, стал причиной его падения. Итак, велик грех зависти, ибо «человека делает соучастником сатане и похожим на него».

0.00

Другие цитаты по теме

Как, например, умеренную пищу требует и сама наша природа, а при излишестве по своей же воле впадаем в чревоугодие. Так и при всем остальном, нужно быть умеренным, ибо излишества, которые бывают по нашей воле, и ведут к греху. «И поэтому, — делает вывод Св. Татеваци, — Бог не обвиняем, ибо мы сами являемся причинами наших грехов». И, в конце концов, «если б не было греха, человек не умирал, не болел и не старел бы».

Сей порок мучает разум, изводит и истощает плоть того, в ком он пребывает, ибо само слово зависть уже означает — «сначала вредит своей душе», а после другим. Поэтому лица у завистливых людей бывают пожелтевшими и почерневшими, из-за горькой печали сердца, чего не найдешь в других грехах. Ибо, впадая в какой-либо другой грех, сначала радуются, после чего только печалятся, а завистливые всегда в скорби и печали.

«Грех, — как считает Св. Татеваци, — это отворачивать лицо от неизменяемого добра, которое есть у Бога, и обращаться к изменяемому добру, которое есть творения». По названию грех один, но он делится на два: первородный и воздействующий. Воздействующий же делится на смертный и простительный. И все они отличаются друг от друга. За первородный – Адамов грех отвечают все, а за воздействующий отвечает только соделавший оное. Первородный грех один, а тех множество. Далее, первородный грех господствует над человеком независимо от него и без его воли, а те господствуют по воле человека. А вот насколько различна рана, нанесенная стрелой, от раны, нанесенной колючкой, настолько и различны смертные и простительные грехи.

Причины же смертных и простительных грехов следующие:

1. Это из-за злых привычек, то есть когда человек, находясь в плохих сообществах, перенимает от людей греховные навыки.

2. Из-за невежества, то есть когда человек, не зная Св. Писания, заповедей и творения св. отцов, творит зло, думая, что делает доброе.

3. Из-за природы плоти, то есть из-за преобладания какой-либо из четырех стихий. Так, например, у гневливого преобладает огонь, у похотливых, легкомысленных и гордых – воздух. Земля преобладает у печальных, а вода в лентяях.

4. Из-за злых ухищрений сатаны.

Гордость – это самый страшный порок человека, потому что все грехи мы совершаем по нашей гордости, как бы ставя себя выше Бога…

Нервничать из-за того, что кто-то зарабатывает быстрее, чем вы, — один из смертных грехов. Зависть — идиотский грех, поскольку он единственный, от которого вам никогда не будет радости. Куча страданий и ничего приятного. Кому это нужно?

Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.

Зависть — неизлечимая скрытая болезнь и смертный грех.