Александр Исаевич Солженицын

Но горе той нации, у которой литература прерывается вмешательством силы: это – не просто нарушение «свободы печати», это – замкнутие национального сердца, иссечение национальной памяти. Нация не помнит сама себя, нация лишается духовного единства – и при общем как будто языке соотечественники вдруг перестают понимать друг друга. Отживают и умирают немые поколения, не рассказавшие о себе ни сами себе, ни потомкам. Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, – это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. А в иных случаях – и для всего человечества: когда от такого молчания перестаёт пониматься и вся целиком история.

0.00

Другие цитаты по теме

Учитывая масштабы потерь элитарных генов, трудно надеяться на то, что процесс восстановления генофонда нации пройдет быстро. Да и едва ли кто-либо сейчас может сказать, когда это произойдет и вообще возможно ли восстановление генофонда россиян. Причины нынешней социальной напряженности лежат отнюдь не в классовой борьбе... Это стремление антиэлиты продолжать паразитическое существование за счет траты невосполнимых национальных богатств...

— Вы не слышали, Уимпол, о великой судьбе империи?

— Кажется, что-то слышал, — сказал Дориан.

— Она делится на четыре акта, — сказал Делрой. — Победа над варварами. Эксплуатация варваров. Союз с варварами. Победа варваров. Такова судьба импреии.

Ничто не меняется так быстро, как прошлое.

— Пин, дорогой мой! Не трогайте динозавров, вы их не видели! Пишите про себя!

— А если до потомков дойдёт только мой история и никакой больше?! Они будут знать только «Пин, Пин, Пин!» Как будто никто больше не жил! Потомки должны знать и про динозавры, и про мою тётю, которая осталась в Фатерлянде!

История не повторяется? Возможно, но постоянно заикается.

Не нам судить, кто был прав и кто виноват. Историю пишут победители. Побеждённые уходят в вечность с клеймом отступников и тиранов.

Мы не можем жить подобно предкам нашим, ни варварами ни рабами.

Стерев историю, сотрешь и ее уроки.